RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

2. ХРИСТОЛОГИЯ

VIII. МИСТЕРИЯ ГОЛГОФЫ

2. Подступы к Событию Голгофы (из Пятого Евангелия)

Кризис земного развития

Кризис земного развития

466. "В исходном пункте развития Земли большая сумма мудрости была излита в земную жизнь человечества, а затем постепенно исчезла, как бы впитавшись в эту жизнь. ...в период наибольшего упадка этого знания человечество было осчастливлено свершением Мистерии Голгофы. Все, что люди знали ранее, к этому времени впало в человеческом сознании в хаос. И те, кто в этих вещах что-то понимает, единодушно говорят об этом факте: развитие, в которое вплетены люди, к тому моменту впало в невежество. — Но в это серое невежество, распростершееся над человечеством, жившим, самое большее, преданиями из древних времен, ворвалось величайшее из земных откровений — Мистерия Голгофы, исходный пункт нового знания, исходный пункт нового откровения для человечества. В то же время на многие столетия осталось и серое невежество, поскольку люди, в известном смысле, на нем настаивали".186 (12)



467. "Какая эпоха менее всего подходила к тому, чтобы понять природу Христа? Это была эпоха души рассудочной, или характера, длившаяся с VIII дохристианского столетия по XV столетие по Р.Х. И именно на эту эпоху падает Мистерия Голгофы!".152 (5)



467а. В древнеиндийскую эпоху человек в течение жизни проходил через три метаморфозы: при рождении — рождение из сферы Луны; на тридцатом году жизни свершалось "второе рождение" — солнечное рождение; третьим было сатурническое рождение, или земная смерть. "Существенным в Христологии является то, что на тридцатом году жизни в теле Иисуса из Назарета совершилось превращение, то превращение, которое в прадревние времена совершалось во всех людях. Но если тогда во всех людей входило сияние Солнца, то теперь пра—Суть Солнца, Сам Христос низошел в человеческое развитие и обитал в теле Иисуса из Назарета".233 (17)



468. "Древняя мудрость была излита на человечество. Исходя из нее, было много сказано о сущностях, о силах, что господствуют над природой, но очень мало — о самом человеке. Человек тогда еще не пришел к своему земному сознанию, был еще ведом на помочах высшими силами. Он мог стать мудрым, но самосознание в нем еще не вспыхивало. Аполлоново "Познай себя" пребывало в среде человечества как тоска, как некий зов ведущих греческих богов, направленный в будущее. Была мудрость, трактовавшая о природе, — конечно, о природе всего космоса.
     И вот в ту жизнь человечества было внесено древнееврейское откровение... решительно отличавшееся от языческого откровения мудрости. Оно некоторым образом пренебрегло включить в себя мудрость о природе и мироздании. И о природе, и о мироздании в нем говорилось, по сути, лишь одно: Бог создал ее вместе с человеком, и человек в мире должен служить Богу. Все древнееврейское откровение служит одной цели: показать человеку, как он должен служить Богу Ягве. К чему апеллирует древнееврейское откровение? К чему тогда апеллировало и что тогда имело в себе языческое откровение, — это была головная организация, которая сама еще была способна вызывать в себе воспоминания о лунном времени.
     Еврейское откровение к этому апеллировать не могло. Оно могло апеллировать к остальной человеческой организации. ...Эта остальная организация солнечна и воспринимает в себя идущее от Луны. А идущее от Луны экстремально ведет к заблуждению, к тому, что может открываться во внутреннем человека. Но это и есть содержание древнееврейского откровения. Оно целиком имеет отношение к человеку. Человек в древнееврейском откровении стоит в самом центре.
     Однако ко времени Мистерии Голгофы человек еще не был пронизан самопостижением, самопознанием. Нужно было искать путь, который, собственно, был обходным путем. И он проходил через иудейскую народность. Поэтому иудейская религия — это, прежде всего, не религия человечества. Она не обращается к отдельным людям, но — ко всему еврейскому народу. Она — народная религия. Она говорит о человеке, но окольно, через народ.
     В такую среду была поставлена Мистерия Голгофы: в дотлевающую древнеязыческую мировую мудрость и в сознание человечества в форме народного сознания. ...Следует отличать факт Мистерии от средств ее постижения, ощущения. Язычники могли ее понять лишь остатками их мировой мудрости, иудеи — только тем, что было открыто. И так это вначале и понималось. Остаток древней мудрости явил себя в гностическом постижении События Голгофы. Иудейскому откровению обязана своим постижением Мистерии Голгофы римско-католическая церковь. И теперь, чтобы вообще Мистерия Голгофы была понята, должен быть проложен обходной путь сквозь эти два мировых потока".196 (3)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru