RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

I. ОТ ЧЕЛОВЕКА ФИЗИЧЕСКОГО ДО ДУХОЧЕЛОВЕКА

II. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

III. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА . МАКРОКОСМОС И МИКРОКОСМОС

IV. ФЕНОМЕН ЖИЗНИ

V. КРУГООБОРОТ ЖИЗНИ

VI. КРУГООБОРОТ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ

VII. РЕИНКАРНАЦИЯ И КАРМА

VIII. УЧЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ЧУВСТВ

IX. ДУШЕВНЫЕ КАЧЕСТВА — ВЛИЯНИЕ НА ТЕЛО, ДУШУ И ДУХ

Х. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

XI. ВНУТРЕННЯЯ ПРИРОДА ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ

XII. ДУША МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМ И СВЕРХЧУВСТВЕННЫМ

УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ



1. "Чтобы понять, как Христос, как некий род Космического Я, проник в тело, необходимо, прежде всего, знать нечто об этом теле. Для того, кто в будущем будет искать понимания Христа, знание многочленного человека станет существенным подготовлением".165 (13)



2. "Человек есть важнейший объект наших (антропософских) рассмотрений".115 (1)



I. ОТ ЧЕЛОВЕКА ФИЗИЧЕСКОГО ДО ДУХОЧЕЛОВЕКА

1. Тело, душа, дух

3. "Через свое тело человек на мгновение может привести себя в связь с вещами. Через свою душу он сохраняет в себе впечатления, производимые на него вещами, через его дух ему открывается то, что сами вещи хранят в себе. Только рассматривая человека с этих трех сторон возможно надеяться постичь его существо. Ибо эти три стороны являют его в трояком различном родстве с остальным миром".
     "Итак, человек — гражданин трех миров. Своим телом он принадлежит к миру, который и воспринимает тоже своим телом; душой он строит себе свой собственный мир, через его дух перед ним раскрывается мир, который выше двух первых миров".9 (2)



4. Представим себе печать, на которой написано имя "Иванов". Приложив ее к сургучу, мы получим оттиск. "И вот, приходят кантианец и физиолог и говорят: нет никакого отношения между печатью, сделанной, скажем, из бронзы, и тем, что осталось на сургуче. ...Ничто из бронзы не перешло в сургуч и наоборот. То и другое разной природы... Но получилось нечто иное, что не является ни сургучом, ни бронзой, но в обоих пребывает в одном и том же виде. И это именно "Иванов", то есть то, что не связано ни с бронзой, ни с сургучом, но пребывает в живом... Итак, мы имеем духовно-душевное и телесное. Духовно-душевное отпечатлевается в телесном. А то, что в обоих остается одним и тем же, — это дух. ... И мы не постигаем духовного, когда рассматриваем лишь одно душевное, как не узнаем Иванова, разглядывая, только печать. Мы не постигаем дух, вглядываясь в материальный мир, как не узнаем Иванова, рассматривая сургуч. Дело в том, что наш дух есть посредник, отношение между душевным и телесным".191 (3)



5. Физ.тело получает свой облик благодаря законам наследственности. "Это тело становится носителем духа, который повторяет прежнюю жизнь в новом образе. Между обоими находится душа, ведущая замкнутую в себе свою собственную жизнь. Ее склонности и антипатии, ее желания и вожделения служат ей; она пользуется услугами мышления. Как душа ощущающая, она воспринимает впечатления внешнего мира; она передает их духу, чтобы он извлек из них плоды для вечности. Она как бы играет роль посредника; ее задача исполнена, если она соответствует этой роли. Тело формирует ей впечатления; она преобразует их в ощущения, сохраняет их в памяти как представления и передает их духу, чтобы он пронес их через вечность. Собственно говоря, душа есть то, чем человек принадлежит своей земной жизни. Своим телом он принадлежит к физическому человеческому роду. Через него он является членом этого рода. Своим духом он живет в высшем мире. Душа временно связует вместе оба эти мира".9 (7)



6. "Душевное стоит перед двоякой необходимостью. Оно определяется законами тела в силу природной необходимости; оно дает определять себя законам, приводящими его к верному мышлению, так как свободно признает их необходимость. Законам обмена веществ человек подчинен природой; законам мышления он подчиняется сам. — Через это человек делает себя членом более высокого порядка, чем тот, которому он принадлежит благодаря своему телу. И этот порядок духовный. Насколько телесное отлично от душевного, настолько последнее, в свою очередь, отлично от духовного. Когда говорят только о частицах углерода, водорода, азота, кислорода, движущихся в теле, не имеют в виду душу. Душевная жизнь начинается лишь там, где посреди этого движения появляется ощущение: я ощущаю сладкое, или: я чувствую удовольствие. Также мало имеют в виду дух, пока смотрят лишь на душевные переживания, протекающие через человека, когда он вполне предается внешнему миру и своей телесной жизни. Это душевное скорее есть только основа для духовного, как телесное есть основа для душевного. Естествоиспытатель имеет дело с телом, испытатель души (психолог) — с душой, а испытатель духа — с духом. К тому, кто путем мышления хочет уяснить себе существо человека, должно быть предъявлено требование, чтобы посредством размышления о самом себе он уяснил различие между телом, душой и духом".9 (5)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru