RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

I. ОТ ЧЕЛОВЕКА ФИЗИЧЕСКОГО ДО ДУХОЧЕЛОВЕКА

4. Три души

Душа сознательная

181. "Чувствовать себя душой ощущающей означает: человек почти ничего не знает о том, что он мыс­лящий; человеку совершенно не дано иметь мысли, но он стоит в постоянной живой чувственной связи с внешним миром, пропитанным духом. — Исключительно трудно описать такое сознание души ощущающей, ибо оно чувственно и так живо, что дает постоянное чувство: на том месте пространства, где прошел человек, осталась как бы тень. Если, например, человек сидел на стуле, говоря по-современному, и затем встал с него, то у него остается чувство: ты еще сидишь там. — Чувство связи с внешними вещами было прежде совершенно живое. ... Также и чувство своего пространственного образа человек постоянно имел перед собой". В снах вставал пространственный образ предыдущих воплощений. Люди просто видели себя в разных ситуациях. Это живое созерцание было утрачено в 4-ю культуру.181 (17)



182. "Душа сознательная развивается благодаря тому, что человек осознает внешний мир через свою телесность. Чувственное тело есть прежде всего инструмент души сознательной, и через чувственное те­ло человек приходит также к я-сознанию. И если бы чувственное тело не было сохранено для миссии Зем­ли, то эта миссия не могла бы быть исполнена".155 (5)



Душа рассудочная

183. "Через душу ощущающую человек родственен животному. И у животного мы замечаем присутствие ощущений, влечений, инстинктов и страстей. Но животное следует им непосредственно. У него они не пе­реплетаются с самостоятельными, переходящими за пределы непосредственных переживаний мыслями".
     "Эту душу, пользующуюся услугами мышления, обозначим душой рассудочной. Ее мож­но было бы также назвать душой характера или характером. Душа рассудочная пронизывает душу ощущающую. Тот, кто имеет орган для "созерцания" души, видит поэтому душу рассудочную как сущность, отдельную от исключительно души ощущающей". 9(6)



183a. В душе рассудочной мы мыслим, "... но к мышлению силами, ведущими земное развитие, придается чувство сострадания, сочувствия. Силы, которые мыслят в нас и пробуждают со-ощущение с другими существами, деятельны в одной и той же душе. Поэтому мы называем ее душой рассудочной, или душой характера..." 266-2, с. 440



184. "Это та деятельность, через которую Я все больше освобождается от предметов восприятия, чтобы работать в своей собственной области. Ту часть души, которой присуща эта деятельность, можно обозначить как душу рассудочную или душу характера" .
     "Душу рассудочную — поскольку она причастна природе Я и поскольку она в известном отношении и есть само Я, которое еще только не осознало своей духовной сущности — называ­ют просто Я". 13 (2)



185. "Мы называем душу рассудочную также душой характера, поскольку эта душа поистине двойственна, ибо в человеке действуют как рассудок, так и характер, ощущение. Поскольку действует хара­ктер, сердце может чувствовать то, что закрыто от рассудка, и возникает то чувство-понимание, кото­рое можно назвать верой в Мистерию Голгофы, что означает: душа человека обладает внутренним чувством Импульса Христа. Люди чувствовали Импульс Христа. Живя в мире, они чувствовали себя душевно связанны­ми с Импульсом Христа также и тогда, когда не могли понять Его сути".148 (6)



Душа сознательная

186. "Позволяя ожить внутри себя независимой истине и добру, человек поднимается выше простой души ощущающей. Ее начинает пронизывать светом вечный Дух. В ней восходит свет, который не преходящ. Поскольку душа живет в этом свете, она причастна вечному. Она соединяет свое собственное бытие с веч­ным бытием. Что душа несет в себе как истину и добро, то в ней бессмертно. — Что в душе вспыхивает как вечное, мы назовем здесь душой сознательной. — О сознании можно говорить также и при низших душевных движениях. Самое обыденное ощущение есть и у животного. Под душой сознательной мы разуемеем ядро человеческого созна­ния, т.е. душу в душе. Т.обр., душа сознательная, как особый член души, отличается от души рассудочной. Эта последняя все еще запутана в ощущениях, порывах, аффектах и т.д. Каждый че­ловек знает, что истинным ему, прежде всего, кажется то, что он предпочитает из своих ощущений, и т.п. Но лишь та истина пребывающа, которая освободилась от всякого привкуса таких ощущений, симпатий, антипатий и т.д. Истина остается истиной, хотя бы все личные чувства вос­ставали против нее. Та часть души, в которой живет эта истина, должна быть названа душой созна­тельной".9 (6)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru