RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

5. РЕЛИГИЯ. НАУКА. ИСКУССТВО

III. ИСКУССТВО

Приложение к пятому отделу

Высказывания Рудольфа Штайнера о некоторых произведениях литературы

Приложение к пятому отделу

Высказывания Рудольфа Штайнера о некоторых произведениях литературы и о собственных книгах

     651. "Роман "Вознесение" известным образом изображает собственное развитие Германа Бара". 169 (3)




     652
. "Я хотел бы обратить ваше внимание на книгу — к сожалению, я не могу назвать ее на языке, на котором она написана, — написанную нашим другом Андреем Белым, известным нам как Бугаев. Книга написана по-русски и весьма обстоятельно и подробно трактует о многих отношениях Духовной науки к мировоззрению Гете... особенно в связи с циклом лекций "Человеческая и космическая мысль" ... весьма отрадно также, что она написана по-русски нашим другом Бугаевым". 174 (22)




     653
. "Когда Е. П. Блаватская писала "Изиду без покровов", она имела некоторого рода розенкрейцеровскую инспирацию. В этой книге находятся великие истины розенкрейцеров — вплоть до их ошибок (они не знали о реинкарнации и карме); позже она отошла от влияний, исходивших от розенкрейцеров, и была захвачена влиянием ориентализованной теософии".
     "Было бы хорошо взять "Изиду без покровов" и привести ее в систематический и логический порядок и выбросить 5/6 из "Тайной доктрины", а оставшуюся 1/6 часть привести в должный порядок, тогда, желая все же видеть в теософской жизни положительное, можно было бы сказать: это есть нечто мощное, проникшее в оккультную жизнь". 132 (1)




     654
. В "Тайной доктрине" описывается путь в сверхчувственное, проходящий через Луну. Если только отделить в этой книге правильное от неправильного, то в ней содержатся грандиозные истины. Водителем Блаватской был посланец Меркурия. Он сопровождал ее туда, где имеется одна тайная библиотечка, в Ватикан. Там столетиями хранится в тайне одна книга, и Блаватская читала ее. 243 (10)




     655
. В "Тайной доктрине" в строфе 1, 6 (дзян) речь идет о 7 истинах, или откровениях. Р. Штайнер в письме к Г. Вагнеру от 24. ХII. 1903 г. пишет, что четвертая из этих истин "восходит к семи эзотерическим коренным истинам", которые соответствуют семи расам. "В настоящее время дело обстоит так, что четыре первых из этих частичных истин преобразованы в медитативные изречения для учеников Мистерий и не могут быть даны иначе, как в виде таких (символических) медитативных изречений. Но для медитирующего на оккультном пути из них проистекает много высокого. Я привожу четыре из этих изречений, перелагая их с символического языка знаков на немецкий язык:
     1. По смыслу: как точка становится сферой и все же остается самой собой. Если ты постиг, как бесконечная сфера остается всего лишь точкой, то вернись к этому снова, ибо тогда тебе станет ясно, что такое "бесконечное в конечном".
     П. По смыслу: как семя становится колосом, то вернись к этому снова, ибо тогда ты постиг, как живое живет в числе.
     Ш. По смыслу: как свет в темноте, тепло по холоду, как мужское по женскому тоскует, то вернись к этому снова, ибо тогда ты постиг, какой миг явит тебе великий дракон на Пороге.
     IV. По смыслу: как человек в чужом доме наслаждается гостеприимством, то вернись к этому снова, ибо тогда ты постиг, кто зрит Солнце в час полночи* .
     Если медитации были плодотворны, то из 4-х тайн открывается пятая. Позвольте мне пока лишь сказать не более того, что теософия — часть теософии, заложенная в "Тайной Доктрине" и ее эзотерике — представляет собой сумму частичных истин пятой истины. ... Я могу вас заверить, что в словах К. X. (стр. 127): "Когда наука познает, как возникли отпечатки растений на камнях..."** —заключена почти вся пятая тайна, скрытая оккультным образом". 264, с. 47-48
____________________________
* Перевод изречений сделан в соответствии с грамматическими формами подлинника. (Составитель.)
** В прим. дано письмо К. X., где он отвечает на вопрос А. П. Синнета о том, каким образом он пишет свои послания. (Прим. составителя).




     656. "Бхагават-Гита... отражает в своей внутренней художественной нарастающей композиции глубоко оккультные истины: во-первых, обучение обычным, а также повседневным понятиям; во-вторых, наставление в пути йоги; в-третьих, описание чудесного расширения горизонта над всей Землей..."
     "В "Бхагават-Гите" перед нами предстают живые сущности, реальные изображения мировых отношений, колорит эпохи".
     "Бхагават-Гита" исходит ... из эпохи за IХ-Х веков до н.э. ..." 146 (2,6,8)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru