16. Духовная конфигурация Европы

RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Авторский раздел

Именной каталог

Г. А. Бондарев

АНТРОПОСОФИЯ НА СКРЕЩЕНИИ ОККУЛЬТНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ СОВРЕМЕННОСТИ

16. Духовная конфигурация Европы

16.    Духовная конфигурация Европы

Теперь пришло время рассмотреть чисто эзотерические основания, в силу которых мы получаем право говорить о духовной миссии Средней Европы. Поскольку  речь пойдет о прафеноменальной основе культурно-исторического процесса, то многообразная социально-политическая феноменология современной жизни получит  определенное методологическое оформление, которым упраздняется идеологический,  спекулятивный, субъективный и ложный подход к ее пониманию.

Несомненно, политолог-материалист не придаст ни малейшего значения сказанному в этой главе или квалифицирует все как разновидность оккультно-политических  "бредней". Однако, как уже достаточно было показано, фигура такого политолога  не принимается всерьез ни одной из противостоящих в мире сил, глубоко оккультных по своей природе. Самое яркое тому подтверждение: обнародование своей оккультной, даже глубоко оккультной позиции советскими "евразийцами" — вчерашними марксистами и сугубыми атеистами-материалистами. Поэтому остается на свободное усмотрение читателя — принять ли ему точку зрения поверхностной политической болтовни или заняться рассмотрением эзотерических  глубин жизни. Правда, и в этом, втором, случае мы столкнемся с широким набором идеологических доктрин — "оккультного рейха", евразийско-атлантического оккультного противостояния и др., — главное методологическое кредо которых построено по принципу: "слышал звон, да не знает, где он", ибо разрабатывают их, как правило, филистеры.

Лишь по причине всеобъемлющего характера антропософски ориентированнойДуховной науки, достаточно убедительно доказавшей свое право быть универсальной методологией всякого познания: как чувственного, так и сверхчувственного, — благодаря тому, что Антропософия является в полном смысле слова Наукоучением  (незнание этого факта не может служить основанием для его опровержения), мы имеем возможность также и в социально-политической сфере проникать до ее прафеноменальных основ, а не заниматься оккультным доктринерством, более опасным по  своей природе, чем любая поверхностная политическая болтовня.

В небольшой отдельной главе нет, разумеется, возможности изложить все духовнонаучные основания, могущие служить опорой для политических суждений. Но ведь никакая наука не ставит себе задачи по всякому поводу излагать все свое содержание. При разработке новых проблем она просто пользуется своим уже наработанным содержанием. Таким же образом поступим и мы, полагаясь на то, что заинтересованный читатель не забыл сказанное ранее в этой книге, и что он сам обратится  хотя бы к основным трудам Рудольфа Штайнера, таким как "Очерк тайноведения",  "Мировоззрение Гете", некоторым циклам социальных лекций.

Рудольф Штайнер дает огромный материал для понимания процесса духовного  становления человечества. Как главное, в этом процессе происходит разрушение групповых форм сознания и развитие самосознающей автономной личности. Эволюция  Земли и человека разделяется на разные периоды, находящиеся под тем или иным  воздействием духовных, космических сил. Именно духовные силы, Божественные  Существа, Иерархии вызывают периодическое сгущение духовных субстанций до  состояния вещества и его последующее одухотворение. При этом жизнь принимает  все новые и новые формы, которые с ходом эволюции все более приспосабливаются  к тому, чтобы стать вместилищем, носителем индивидуального духа, мыслящего, предметного сознания.  Как состояния жизни, так и состояния формы бытия видоизменяются путем метаморфоз. В пределах наиболее близкого нам цикла пространственно-временной эволюции Духовная наука дает учение о семичленной цепи метаморфоз, элементы которой называются "коренными расами". Слово "раса" здесь употребляется в своем изначальном, более древнем значении, чем то, которое мы вкладываем в него теперь. Коренная раса (таким понятием давно пользуются в оккультизме) выражает определенный этап развития Земли и человечества, в котором  наравне с духовной, совершается значительная биологическая эволюция человека.  Коренная раса представляет собой также одну из форм дифференциации общечеловеческого группового сознания.

Согласно мировому плану Божественного творения, человек, можно сказать, был  задуман как единая форма, которой надлежало населить всю Землю. Иерархия духовных существ колоссальной силы — Духи Движения (Динамис), — не пожелавшая  участвовать во временном становлении мира, в известном смысле сохранившая верность вечности (у нас нет возможности подробнее вникать в подобные вещи), от такого становления отстала и потому приняла люциферизированный характер. Она воспротивилась такому творению человека, которое предполагало его нисхождение  в материю. Но поскольку те духи действовали с различных планет Солнечной системы, то благодаря им единая человеческая форма была дифференцирована таким образом, что из единого человечества образовались различные расы, о которых говорит современная наука (136; 13.V).

Итак, не в процессах земного развития, вернее сказать, не только в них, а  в космических силах следует искать первопричину разделения человечества на расы. Люциферизированные Духи Движения воздействовали на эфирные тела  людей, и поскольку в мире существуют эфирные силы семи родов, то и рас возникло семь (165; 9.1).Они возникли в ходе эволюции, объемлющей собой период в четыре коренные расы. За это время мировая туманность дифференцировалась на ряд планетарных сил и  планет, небесных тел, человек же прошел ряд состояний материализации: от теплового до минерального, что в Библии названо изгнанием из Рая.

Особенно интенсивно формирование рас шло в Лемурийскую и Атлантическую  коренные расы. Тогда действием отставших Духов Движения, обитающих на Венере, в Азии образовалась малайская раса;  в Америке, где преобладало действие духов Сатурна, возникла индейская (красная) раса; в Африке действием сил Меркурия была  создана черная раса и т.д.

Вслед за отставшими Духами Движения над созданием рас работали отставшие  Духи Формы (Элоимы). Они оказывали действие на физические тела людей. Например, те из них, которые обитают на Меркурии, особым образом  воздействуют на  систему желез, что ведет к образованию черной расы. В монгольской расе Духи Формы Марса специфически воздействуют на кровь. Духи Юпитера через впечатления чувств, через восприятия органов чувств воздействуют на нервную систему европейских и арийских народов (121; 12.VI).

В Иерархии духовных существ, через которых осуществляется Божественное  творение, вслед за Духами Формы, если идти сверху вниз, стоят Духи Личности(Архаи), а потом Архангелы. Также и среди них имеются отставшие, люциферизированные существа. Их действием расы были дифференцированы на отдельные народы. Действие таких сверхчувственных водителей народов отдельный человек переживает через кровь: кровно-родственные связи, наследственность. "Пафос, страсти, аффекты, — говорит Рудольф Штайнер, — в которых человек чувствует свою национальную принадлежность, выступают с элементарной силой. Человек в таком случае не пытается выявить логические основания, суждения, —когда речь идет об ощущении им своей национальной принадлежности. Кровь и  сердце, стоящее под влиянием крови, приводят человека в связь с его нацией (в  монгольской расе действие на кровь следует понимать как идущее в направлении  ее физической природы — Авт.), дают ему жизнь в национальном. Действующие  здесь импульсы — подсознательны..." (174; 17.1).

До определенной ступени, или момента, действие вышеперечисленных духовных существ, несмотря на их люциферический характер, было правомерным и необходимым. На эволюционном пути к индивидуальному я-сознанию огромным прогрессом  для человека явилось прохождение по ступеням: общечеловеческого — расового —национального, переход от группового сознания расы к групповому сознанию рода, народа, нации. Однако с того момента, когда человек овладевает я-сознанием, все старые отношения меняются коренным образом. На место связи с Духом народа через кровь — как уже упоминалось выше — встает связь, обусловленная личной кармой. Национальность становится частью личной кармы человека. И тогда два течения переживает в себе человек. Одно несет его от инкарнации к инкарнации. Тут он  имеет дело со своей судьбой и индивидуальным долгом развития. Второе течение  формирует его обязанности перед тем или иным народом, в который он воплощается. Их ему передает индивидуальный духовный водитель — Ангел-Хранитель — от  Души или Духа народа (121; 9.VI).

Таким образом, человек, овладевший индивидуальным сознанием, приходит в  чисто духовное отношение с Духом-Водителем своего народа (и еще с другим иерархическим существом — Гением Речи). Он понимает, что лишь одним воплощением  коренится в данном народе, "... а в своем индивидуальном существе представляет  собой нечто совсем другое; он несет в себе бесконечно больше и бесконечно меньше  того, что содержится в Душе народа. Идентифицировать себя с Душой народа не  имеет в реальности никакого смысла, если это выходит за пределы того, что выражается словами: любовь к родине, любовь к отчизне, патриотизм и т.п." (173; 17.XII). В  пределах таких правомерных переживаний своего национального человек посвящает себя культурной, духовной работе, дабы служить людям на их пути к я-сознанию.

С определенного времени Духами народов становятся Архангелы правомерного  развития, а люциферические Архангелы или даже отставшие Духи Личности выступают в роли их теневых двойников; имеются и ариманические двойники правомерных Духов народов. Сохраняя верность правомерному Архангелу — Водителю  народа, человек никогда не придет в конфликт с представителями других народов и  будет стремиться служить мировым интересам. Например, русским антропософам  Рудольф Штайнер прямо сказал:  "... на вас возложена задача достойно предстать перед  русской Душой народа, и вы должны понять ее томление по свободному от всего  личностного духовному познанию. ...Не бойтесь поэтому искать путь к вашей народной Душе".   "Что же касается человечества, то ваши обязанности по отношению  к нему взяла на себя сама Душа народа; вам осталось лишь найти ее, эту Душу народа; вам осталось лишь предоставить ей говорить через ваши мысли, ощущения и волевые импульсы. И, чувствуя ответственность перед своей Душой народа, вы одновременно исполните долг перед человечеством" (158; 11.IV). Легко представить себе,  какую непоправимую, роковую ошибку совершает русский, абстрактно объявляя себя  интернационалистом. Мы живем в эпоху души сознательной. В ней, наряду с нисходящим движением к индивидуальному предметно мыслящему духу, нарастает восходящее движение. Кто их не различает — не в состоянии отличить правомерное национальное чувство от национализма или даже расизма. Лишь Духовная наука может  прийти здесь на помощь. В ней учение о расах и народах служит пониманию развития, которое освобождает человека от родового, основанного на крови, а не разжиганию национализма, как утверждают авторы "Фленсбургских тетрадей", выдающие себя за антропософов. Задача друзей Антропософии заключается в том, чтобы  созидать понимание мира и человека как творения Божия, в добре рожденного и к добру ведомого вплоть до того момента, когда он сам станет автономным источником добра, а до того нуждающегося в том или ином регулировании извне.

В семичленной цепи метаморфоз, о которой был начат разговор в других наших  работах, в две первые коренные расы, носящие в оккультизме название "Полярной"и "Гиперборейской", вся Земля пребывала в полуодухотворенном состоянии. Вещество сгустилось сначала до теплового, потом до воздушного состояния. Человек тогда пребывал в стадии развития, средней между животной и собственно человеческой. Говорить о существовании каких-либо оккультных центров земного развития человека в те эпохи просто бессмысленно. [*Примеч. автора Мифический город Туле — центр Гиперборейской эпохи, есть не более чем оккультный символ,  подвергнутый произвольному истолкованию в сфере темных оккультных обществ.] 
  


В третью, Лемурийскую, коренную расу земное вещество сгустилось до водного состояния. Мировой океан покрывал тогда Землю, и в нем обитало человечество, лишенное каких-либо черт индивидуального сознания, а следовательно — и индивидуального целеполагания. Все развитие тогда направлялось извне, БожественнымиИерархиями и их помощниками — элементарными духами природы, а также человекоподобными существами, которые настолько опережали общее развитие, что в них  могли инкорпорировать (но не воплощаться) божественные водители. Духовная аура  Земли оказывала тогда необычайно сильное воздействие на все формы жизни. При  этом с севера на юг шло преимущественное действие физических сил, ведшее вещество к минерализации. По этой причине континенты на земном шаре по большей части  сконцентрированы в северном полушарии. С юга преобладающим было действие  эфирных, жизненных сил. С запада на восток и с востока на запад с особой силой  действовала астральная аура Земли, космос астральных сил, в земную ауру входило  космическое действие, ускорявшее индивидуализацию человеческих монад, ведшее к  выработке индивидуального сознания.

Лемурийская коренная раса развивалась там, где теперь находится Индийский  океан. Континентов тогда еще не было, но состояние водной среды на поверхности Земли было неодинаковым. Человеческое существо в ту эпоху обладало хрящевидным позвоночником и не было прямостоящим.

Следующая, Атлантическая, коренная раса возникла там, где теперь простираются  воды Атлантического океана. Тогда из мирового океана на поверхность впервые  стали выступать континенты. Человек из водной среды перешел на сушу. При этом, что особенно важно, его позвоночник принял вертикальное по отношению к земной  поверхности положение, человек стал прямостоящим существом. Миграции с востока на запад, говорит Рудольф Штайнер, из области Индийского океана в область  Атлантического океана человек обязан своим выпрямлением. Он должен был двигаться навстречу астральным силам Земли, чтобы их действие могло возрасти и изменить  весьма пластичное в то время соотношение оболочек человека, его физической, эфирной и астральной телесности.

Но не только прямостоянием обязан человек миграции с востока на запад. В результате перемещения на Атлантический континент (которое длилось достаточно  долго) он развил органы речи, а в ходе семи атлантических подрас (культурных эпох)  овладел речью, словом.

Вслед за Атлантической наступила наша, послеатлантическая коренная раса (пятая), у которой особого названия нет. Атлантический континент был разрушен природными катаклизмами, и его население в большей своей части начало мигрировать на восток. Новое переселение было не только вынужденным, но и необходимым.Благодаря ему астральной аурой Земли на человеческое астральное тело было оказано действие, приведшее к выработке чувства представления (115; 27.X).

[*Примеч. автора:  Все такого рода феномены развития мы рассматриваем сжато, конспективно, в главном их аспекте: становления я-сознания, каким оно теперь выступает у самой передовой части человечества — у  европейцев. И если у кого-то возникнут возражения в том роде, что часть переселенцев из Атлантиды  переместилась на запад (индейцы), однако теперь они тоже обладают представлениями, а после Лемурийской эпохи не все население Земли переселилось на запад, тем не менее все люди стали прямостоящими, — то на это следует ответить, что именно такого рода возражения и побуждают разобраться в  критериях, определяющих развитие. Да, со временем то, что завоевывает передовая часть человечества,  становится достоянием всех, но качественно иным способом — минуя индивидуальную работу, силой  ведущих человечество духов. Но наступает момент, когда развитие, не опирающееся на я-сознание, становится вообще невозможным. Однако материалисту не объяснить, что, например, интеллектуальность  японцев качественно иная, чем интеллектуальность англичан или немцев; хотя что-то можно понять  уже из анализа личных местоимений.
   В ходе  послеатлантической коренной расы ход развития снова повернул на запад, при этом   распростерся по всему гигантскому евро-азиатскому континенту, захватив еще и север Африки. Движение культурных эпох с востока на запад способствовало более  тонкому действию земной ауры на душевно-духовное существо человека. Его телесность воздействию земной ауры уже мало поддавалась, и к тонкому действию космических сил добавилась культурная работа внутри цивилизации. [*Примеч. автора:  Развитие внутри коренных рас также носит характер семичленной метаморфозы. В традиционном оккультизме ее части называют подрасами; Рудольф Штайнер называет их культурными эпохами, что особенно имеет смысл делать в отношении нашей и предыдущей коренной расы.]      В результате человек развил трехчленную душу: ощущающую, рассудочную, сознательную. "Человечество, — говорит Рудольф Штайнер, — должно было прийти не просто к представлениям, но также к понятиям. ...Человечество... берет направление на восток, дабы  прийти к жизни представлений, тогда как чистые понятия могли быть завоеваны  лишь через обратное движение на запад" (115; 27.Х).


Подведем небольшой итог. В древней Лемурии развитие человечества прошло через семь подрас, затем последовала миграция наиболее развитой части человечества на запад; человек стал прямостоящим существом и обрел дар речи. Через семь  подрас, или культурных эпох, прошло развитие на древней Атлантиде, после чего началось еще одно переселение. На восток оно шло тремя потоками: через север  Африки, юг и середину Европы. Разделение потоков было обусловлено оккультно-религиозным воспитанием, которое человеческие группы на Атлантиде получали  через различные оракулы, сориентированные на тех или иных Духов-Водителей: духов Юпитера, Марса и т.д. Великие посвященные через соответствующие оракулы  Атлантиды получали импульсы для водительства, которое тогда постепенно Боги  начали передавать в руки людей.

Поток переселенцев, двигавшийся через Европу, юг России, составляли арийцы.Они ушли на восток вплоть до озера Байкал. Их передовые отряды достигли Индии.В районе современной пустыни Гоби великим посвященным Ману, водителем всего  арийского потока переселенцев, был основан центр новых Мистерий, откуда затем  вышли другие посвященные, ставшие основателями и водителями послеатлантических культурных эпох.

В эпоху древней Атлантиды арийскую расу отличало то свойство, что ее представители быстрее, чем представители других рас, теряли древние, приходившие  в упадок ясновидческие способности. А следует заметить, что сверхчувственные  способности составляли главное свойство аристократических элит Атлантиды.Поэтому арийцы в те отдаленные времена были презираемой расой. Зарождавшиеся в них зачатки того, чем мы теперь владеем как логикой, мышлением в понятиях, ценить в то время не умели и арийцев относили к одной из низших каст.После переселения одна их часть осела в огромном сибирском регионе, в его южной части, на пространстве от Уральских гор до озера Байкал (климат Сибири в  то время был мягче). Другая часть продолжала двигаться дальше, на юг. Видимо,благодаря такому движению — навстречу потоку эфирных сил Земли, первая послеатлантическая, прадревняя индийская культура была пассивной, протекала в  полусновидческом состоянии. Однако в ходе ее человек выработал индивидуальное эфирное тело, благодаря чему была окончательно преодолена животная стадия развития человека. Для водительства культурой из центра Мистерий Ману  на индийский полуостров были посланы семь святых Риши.

Древнеиндийская культурная эпоха длилась 2160 лет (время прохождения Землей (точкой  весеннего равноденствия)  одного знака Зодиака как центра огромных, влияющих на земное развитие сил), а затем культурный импульс двинулся на запад, в область Персии, Ирана. (Земля тогда из знака Рака перешла в знак Близнецов). К обитавшему там населению был послан из центра Мистерий Ману великий посвященный Заратустра. Он побудил людей  к обработке металлов, возделыванию земли, благодаря чему сильный импульс развития получила система восприятий чувств; оковы родового астрального тела начали ослабевать, и человек обрел индивидуальное астральное тело — носителя индивидуализированных восприятий чувств, ощущений, а также вожделений и страстей.

Для управления третьей, древнеегипетской культурной эпохой был послан еще  один великий посвященный — Гермес Трисмегист. Люди тогда начали вырабатывать индивидуальную душу ощущающую, а с нею — индивидуализированные чувства, переживания, склонности, побуждения.

К началу четвертой, греко-латинской, культуры центр Мистерий в районе Гоби  утратил свое былое значение (память о нем сохранилась по сию пору в виде преданий о Шамбале). Культурное и возникшее историческое развитие обрело силу для  самодвижения. Грецией спиритуальные импульсы были отчасти заимствованы у Египта, а отчасти развиты из собственных сил.

С наступлением пятой, европейской культурной эпохи (в 1413 г. по Р.Х.) культурно-историческое развитие обретает еще одну особенность, которая  заключается в  том, что если в предыдущие культурные эпохи великие посвященные приходили в те  или иные области, где население обитало со времен атлантического переселения, то в  Европу пришло само население и заменило древних ее обитателей — кельтов, которые были высоко спиритуальным народом, но не годились для решения тех задач,   которые стоят перед европейской культурой. В Европу во II—I вв. до Р.Х. из сибирского региона вернулись те,  кто некогда ушел туда с Ману: германские племена, а  вслед за ними — племена славян. В течение тысячелетий они пребывали, можно сказать, в культурно неподвижном состоянии. Все то развитие, которое проделали народы в ходе трех с половиной культурных эпох, никак не коснулось их. В то же время, еще в эпоху Атлантиды водительство этими племенами осуществлялось так, что  в их среду из космоса шли импульсы, готовившие пришествие на Землю Христа —Бога человеческого Я. Заложенные в них силы они хранили нетронутыми до того  момента, когда общее культурное развитие человечества, шедшее через выработку  тройственной души, созреет для приведения ее элементов к единству силой индивидуального я-сознания.

Здесь необходимо еще раз сказать, что развитие культур в определенном смысле  напоминает духовное развитие отдельного человека. Чтобы породить новые самостоятельные феномены культуры, народ должен привести в действие присущие ему,  как народу, эфирные силы, которые начинают расходоваться в ходе культурной работы, и когда она приходит к своему завершению, то, с одной стороны, мы имеем  зрелую культуру, а с другой — ослабленный, как бы "выгоревший" в своей жизненной сути народ или группу народов, ее сотворивших. Они как бы принесли себя в  жертву на алтарь духовного развития человечества, и на их место должны встать  другие народы, люди с иной духовно-душевной конституцией, способные нести дальше культурный импульс,  который по завершении предыдущего этапа претерпевает  глубокую метаморфозу.

Вот откуда берется понятие старческих, стареющих и молодых народов. Современные персы, египтяне, евреи, греки являются старческими народами. Их   расцвет, скажем, "народная юность" лежит в далеком прошлом. Молодые народы  обращаются к нему в целях "спиритуальной экономии", чтобы не начинать абсолютно все с самого начала, однако новое в духовном развитии человечества имнадлежит творить самим, для чего потребуется израсходовать свои жизненные  силы и со временем состариться.

Таким образом, старческие народы служат новой культуре лишь тем, что они создали как духовные ценности. Любая их претензия на духовное водительство, на творчество принципиально нового мертвит культуру. Им становится необходимо научиться следовать за другими, поскольку те, кто творят новую культуру, за тысячелетия  до того готовились к своей задаче высшим водительством, имеют, по сравнению с  ними, иную душевно-духовную конституцию. Анализ культуры дает исчерпывающее доказательство подобного положения вещей, если его не искажают политическими и националистическими доктринами.

Для тех народов, которые приближаются к решению новых духовных задач. Божественные Иерархии создают особую эфирно-астральную ауру, соответствующую  всей телесно-духовной конституции тех, кто будет подвержен ее действиям. Дело тут  опять-таки обстоит примерно так же, как и в случае отдельного воплощающегося на  Земле человека. Мы вправе говорить о воплощении народа в культуру.

Особенность развития европейской культурной эпохи заключается в том, что человек здесь получает возможность развить последний и высший член души — душу  сознательную. Вместе с тем, с развитием всех трех элементов души духовное водительство земной эволюцией человечества передается Божественным миром в руки  людей. И перед человеком встает задача выработать индивидуальное "я", которое  стало бы центром автономной универсальной саморегуляции, самообусловленности  личности. Иными словами, в эволюции впервые открывается возможность обрести  свободу индивидуального духа. Третья задача европейской культуры состоит в том,  чтобы с завершением развития тройственной души человек вплотную приблизился киндивидуальной выработке тройственного духа: Самодуха, Жизнедуха, Духочеловека, или: Манаса, Буддхи, Атма, если выражаться в понятиях  древнеиндийского эзотеризма. Именно для решения трех указанных задач и были приспособлены, подготовлены пришедшие в Европу германские и славянские племена.

Ни одна из предшествующих эпох не имела такого количества задач развитияи не была настолько переломной, как наша. Ибо с количеством задач связано икачественное изменение хода эволюции. Вплоть до XVI в. по Р.Х. человек лишь приближался к овладению индивидуальным я-сознанием. В современную культурную эпоху он им овладевает и — не как посвященный, а как рядовой участник  культурного процесса.

Овладение я-сознанием имеет не только культурно-историческое, но и эволюционное значение. Это качество стоит в ряду таких, как выпрямление, овладение речью,  мышлением. Поэтому в пятой культурной эпохе назревают изменения, подобные тем, которыми сопровождается смена коренных рас: в ней культурный процесс приходит в  тесную связь с переориентацией действия планетарных сил, сил всей земной ауры в их  действии на человеческое развитие. Такова первопричина, по которой арийские племена еще в древней Атлантиде были подвержены особому действию Христова Импульса, приходившему тогда из космоса. В них вырабатывалась склонность к овладению земным опытом, к его осмыслению и выработке на его основе мыслящего сознания, автономного "я". Следует еще заметить, что арийская раса объемлет собой  всю индо-европейскую группу языков, многообразно модифицированную по географическому, историческому, религиозному и другим признакам, поэтому вряд ли  стоит особо подчеркивать именно расовое происхождение племен, населивших Европу на границе двух летоисчислений. Арийство заслуживает внимания лишь с точки зрения исходных, пра-древних предпосылок, заложенных в него Божественными  водителями человечества. Одна из этих предпосылок — главнейшая для наших дней— заключается в том, что древнегерманское и славянское население принесло с собой задатки для преодоления всякого расового начала.

Придя в Европу, племена германцев и славян были разделены в соответствии стремя указанными выше задачами. Именно "были", поскольку в то время они не  обладали не только индивидуальным, но и каким-либо национальным самосознанием. От духовного водительства те, кто остался в Центральной Европе, получили задачу вырабатывать автономное "я"; вернее сказать, в таком направлении пошло развитие среднеевропейской культуры. Та часть германских племен, которая ушла на  северо-запад — англо-саксы — получила задачу вырабатывать душу сознательную.Совместным действием среднеевропейской и русской культур решается задача перехода от развития тройственной души к развитию тройственного духа, в первую очередь — Самодуха. Все другие народы Европы решают вспомогательные задачи по  отношению к указанным трем  главным.

Развитие движется не только взаимопомощью, но и противоречиями. Поэтому  исшедшее из Центральной Европы встало со временем к ней в оппозицию. В ходе  истории стал возрастать групповой эгоизм меркантильного (англо-саксонского),  священнического (латинского) и военного (галльского) начал. Однако противоречия  не должны принимать убийственный характер. Важнее их является то общее, что  превращает Европу не в "Пан-Европу", а в единый сложный организм. Его не понять, обостряя или отрицая расовые и национальные различия. В каждом из этих случаев мы приходим к полному абсурду, который внешне можно уподобить намерению физиолога изучать человеческий организм, игнорируя отличие сердца от печени и т.д. на том основании, что все состоит из клеток, или, наоборот, отдельный  орган изучать вне связи его с другими.

Духовную, национальную конфигурацию Европы можно понять, лишь зная большие законы мирового развития. Как ближайшее, нам здесь предстоят законы, господствующие в том развитии, которое идет от одной коренной расы к другой и от  одной культурной эпохи к другой. Их можно выявить даже на основе того, что мы  рассмотрели в крайне сжатом виде...[*Примеч. автораБолее подробно этим вопросом автор занимался в другой своей работе, которая называется "Ожидающая культура".]  Если воспользоваться географической картой и  нанести на нее ход эволюции в течение трех последних коренных рас, то мы обнаружим весьма интересную, повторяющуюся на разных уровнях закономерность. Движение коренных рас и культур по земной поверхности имеет вид спиралей: простых  или в форме меандра. Ничего удивительного в таком факте нет, поскольку с древнейших времен спираль известна как символ развития, символы же почерпнуты из   сверхчувственного созерцания.

Семь подрас образовали древнелемурийскую коренную расу. Затем, как уже говорилось, в развитии произошел скачок. Оно переместилось в область Атлантиды, но так, что само движение человеческих монад свостока на запад привело их к прямостоянию, человек  развил органы речи и овладел словом.

Семь культур образовали "спираль" развития на  древней Атлантиде, что подготовило человека к новой метаморфозе, или мутации,говоря языком биологии. Население Атлантиды двинулось на восток и под  действием духовных сил Земли и духовных сил космоса, опосредованных Землей  и всей планетной системой, человек овладел представлением, способностью с  восприятием соединять мыслеобраз. Далее, начинаясь в центре Мистерий Ману,  разворачивается спираль послеатлантических культур. Первые четыре из них движутся с востока на запад; тем путем, на котором прежде человек сделался прямостоящим существом. На этот раз он "выпрямляется" уже не физически, а душевно: развивает трехчленную душу как свое индивидуальное достояние (прежде он  переживал ее инспирирующее действие из космоса) и современную структуру мозга, способного мыслить в понятиях.

Начиная с европейской культурной эпохи, импульс духовного развития вновь поворачивает с запада на восток, что имеет принципиальное значение для всех земных  отношений. Этот поворот означает, что сама астральная аура Земли начинает способствовать овладению человеком индивидуальным Самодухом, переходу от чистого к имагинативному мышлению. Раньше действие Самодуха приходило свыше, поскольку в древних культурах человек не переживал себя вполне индивидуально. Человек знал: Ех Orient lux (Свет с Востока). Поэтому не случайно в оккультизме говорят, что, умирая, человек уходит на вечный Восток. С Востока пришел Мессия, Логос Божий. Двигаясь навстречу Его близящемуся к Земле Импульсу, послеатлантическое человечество, ушедшее на Восток, выработало особым, соответствующим эпохе  полной индивидуализации человека образом, способность собирать и осмысливать  земной опыт. Далее, начиная с древнеиндийской культуры, человечество двигалось  в одном направлении с нисходящим на Землю Христом. В четвертой, греко-латинской, культуре, они встретились, и перед человеком встала задача, сформулированная апостолом Павлом: научиться приносить в жертву свое низшее "я" и переживать; "Не я, а Христос во мне".

Над решением такой задачи работает европейская культурная эпоха. Человеку здесь надлежит научиться отождествляться своим низшим "я" со вселенским Я  Христа. Поэтому и возникла необходимость движение культурного импульса снова повернуть на восток, в смысле: Ех Okzident lux (Свет с Запада). Овладение индивидуальным Самодухом в шестой, славяно-германской культурной эпохе будет всецело задачей отдельных людей, пожелавших свое развитие энергично взять  в собственные руки, идущих путем самопознания и самовоспитания под знаком: "Царство Небесное силой берется". Изобразим описанное нами в виде рисунка:  



Теперь мы получили основание для понимания духовной задачи Европы. Едва ли  не самую существенную роль в ее решении играет Средняя Европа. Она не только  работает над становлением индивидуального "я", т.е. над всеобщим синтезом предыдущего культурно-исторического развития, но еще должна найти в себе силы повернуть это развитие на восток, повернуть качественно — претворяя культурное творчество из инспирируемого свыше в сугубо индивидуальное, возникающее как плодосуществления низшего "я" в Я высшем. Классическая немецкая философия, Гетеанизм частично образуют переходную стадию, а частично уже являются плодами такого творчества. Все другое в Европе, несмотря на его величие, создано из импульсов еще греко-латинской культуры; в лучшем случае — представляет собой обработку древнего наследия молодым гением Европы.   Лишь Гетеанизм и Антропософия  являются новообразованиями, всецело  принадлежащими пятой  культурной эпохе.  Лишь  в них она приступила к решению собственных задач;   все остальное, за небольшими   исключениями, следует считать лишь подготовлением.

Положение Средней Европы, и в первую очередь Германии, напоминает "штурвал" на "корабле" европейской цивилизации. Исшедшее некогда из центра Европы  (германские племена) лучами по всем сторонам света сущностно сохранило связь с  духовной задачей центра образовало некоего рода "спицы" "рулевого колеса" —точки приложения сил для всех народов Европы в их работе над поворотом "колеса" истории и культуры. Поясним сказанное рисунком.

Таков общий принцип взаимодействия европейских национальных культур. Лишь злонамеренный человек способен отыскать тут что-то унизительное для какой-либо нации. Кроме того, законы развития предполагают возникновение нравственности и свободы, но не определяются ими.  Каждая национальная культура имеет свою специфическую  задачу в решении задач общечеловеческих, в силу чего Европа представляет собой духовно-органическое, антропоморфное образование. В нем итальянцы развивают душу  ощущающую, какой ей надлежит быть в пятой культурной  эпохе, испанцы и французы — душу рассудочную, англо-саксы — душу сознательную.[*Примеч. автора:   Культура США имеет смысл и значение лишь в той мере, в какой она причастна к этой работе.Все остальное в ней либо ненужное, либо вредное]     Северогерманские народы работают над сложной нюансировкой феномена "я".  Необычайно своеобразна миссия угро-финских народов. Они, как часть монгольской расы, южным путем мигрировали из Атлантиды (через север Африки) на восток, потом часть их поднялась на север и вдоль побережья Ледовитого океана снова  достигла Европы. Они, таким образом, как и арийцы, не участвовали в развитии  прошлых культурных эпох. В Атлантиде они имели собственную культурную эпоху, а в Европу пришли собственным путем, образовав в ней на северо-востоке небольшое вкрапление. На Россию возложена задача стать восприемницей культурного импульса Средней Европы. Свои самостоятельные духовные задачи она будет решать в  шестой культурной эпохе и потому живет ожиданием ее прихода. Западные славяне   являются форпостом той культуры.

Итак, говорить об объединении Европы в духе Калерги или панамериканизма —означает желать скорейшей смерти всей цивилизации. Европу объединяет лишь духовная, культурная задача, предполагающая возможно большее многообразие и неповторимость отдельных национальных культур. Взаимодействие, взаимообогащение  культур отдельных народов Европы еще долго будет питаться инспирациями Архангелов — Духов-Водителей  народов. Только инспирации эти будут приходить не  через кровь, а на пути индивидуальных духовных усилий. В Европе уже происходит  сознательное взаимодействие — оно не обязательно должно быть сверхчувственно  переживаемым — людей, творящих культуру, с Архангелом. Антропософия дает возможность дополнить его и сверхчувственным переживанием. Ну, а поскольку все ставится на индивидуальную основу, то сами собой создаются предпосылки для восхождения человека национального к всечеловеку, — для восхождения, а не каких-то  там диких произвольных прыжков, которые на самом деле оказываются скатыванием в групповое, идеологическое, медиумическое.

В наше время крайне опасно игнорировать тот факт, что культура человечества  находится в переходном состоянии от группового к индивидуальному сознанию. Здесь  ничего нельзя ни недооценивать ни переоценивать. Во всех оценках должен господствовать трезвый реализм, основывающийся на познании истины.

Современный человек, если он желает участвовать в культурной эволюции, берет  на себя всецело индивидуальную задачу. Но в исходном положении она окрашена,  специализирована национальной культурой, а следовательно — и всей душевно-духовной констелляцией индивидуальности (через карму). Начиная отсюда, можно лишь  по мере развития я-сознания подняться до творчества в общечеловеческом смысле.  Но поскольку человек еще слаб и подобное происходит крайне редко, духовное водительство, Дух Времени, иерархическое существо, управляющее развитием всей эпохи, специализирует общечеловеческую задачу национально, осуществляет свое водительство через Архангелов. Для этого целые народы заключаются в национальную ауру той или иной конфигурации. Для нас особенно важно рассмотреть и сравнить ауры русского и немецкого народов.

Наиболее значительное для понимания характера ауры русского народа мы находим в сообщении Рудольфа Штайнера, сделанном им  9 апреля 1914 г., где он рассказывает о возникновении Киевской Руси и о финском эпосе. В той лекции он дает  рисунок, который, вне всякого сомнения, показывает ту сверхчувственную форму, в  которую, как в народную ауру, были заключены славяне при их переселении из юго-западной Европы на северо-восток.


Форма имеет вид двух сопряженных овалов, из  которых нижний сформирован действиями великого посвященного Скитианоса, специально воплотившегося для выполнения такой миссии где-то вблизи Каспийского  моря. Несколько позже к глубоко оккультным действиям Скитианоса добавилось  культурно-религиозное влияние Византии, пришедшее на Русь с принятием Христианства. Так возникла аура Киевской Руси. (Здесь мы опять за подробностями вынуждены отослать заинтересованного читателя к сообщениям Рудольфа Штайнера и  к нашей книге "Ожидающая культура".)   Субстанционально она была по преимуществу эфирной природы. Далее, на север действие ее эфирных сил ослабевает,  утончается. Там, в верхнем овале, господствуют астральные силы, действие которых ослабевает (но, конечно, не прекращается) к югу, в нижнем овале. В области   сопряжения овалов, там, где со временем возникла Москва, аура приняла сложный характер и образовала некое подобие того, чем отдельный человек владеет  как телом душевным, оболочкой, в которой зарождается самосознание. Южный  овал вызывает в людях настроение единой души, что выражается в характере  южных россиян, в культуре Украины. Северный овал способствует выработке трехчленной души. Через всю ауру проходит так называемый "душевный ствол". Он  возник вдоль того пути, по которому варяги ходили через Русь в Византию. На  Русь они принесли принцип государственности и "закваску" для развития я-сознания. "Душевный ствол" — это некоего рода ось национального самосознания  для всех народов, населяющих Россию.


В настоящее время аура русского народа, описанная Рудольфом Штайнером, соответствует лишь европейской части России. Но и в той большой ауре, что объемлет собой также и гигантский сибирский континент, и азиатские окраины России, она  имеет всеопределяющее значение, поскольку ею обусловлено все то, что через культуру, через духовное творчество развивает русское самосознание. [*Примеч. автора:   я хорошо понимаю, как подобного рода идеи могут быть встречены, с одной стороны, апологетами суверенизации, а с другой — приверженцами "советского монолита". Духовнонаучный взгляд не  совпадает тут с мнением ни тех, ни других, поскольку основывается не на доктринах, а на истине, почерпнутой из духовной реальности. Придет время, когда духовнонаучный взгляд на русский вопрос  станет самоочевидным, но лишь бы не было слишком поздно.]   Остальная часть  России больше, чем европейская часть, погружена в настроение ожидания будущей,   славяно-германской культуры. Даже климатически огромная часть земли (север,Сибирь)  уберегается от массового заселения и экологического разрушения. Однако  это не бездействие ожидания. Даже азиатские окраины России, как говорит Рудольф  Штайнер, участвуют в подготовке будущей культуры Самодуха. Но сейчас нам важно отметить другое, а именно, что изначальная аура России имеет ту же конфигурацию, что и аура отдельного человека, — она антропоморфна. Словно гигантский  антропос распростерта наша аура от Черного до Баренцева моря.

В одной из лекций Рудольф Штайнер назвал русских "народом Христа". Христос же есть Бог человеческого Я.  Все Его действия, оказываемые на человека, носят индивидуализирующий характер. Глубочайшим заблуждением являются попытки переживать Его как народного Бога или как Царя. Антропоморфная  конфигурация ауры русского народа (точнее будет сказать, ауры населения России) побуждает нас страстно искать образ идеального, совершенного человека, каким  он станет, овладев Самодухом. Лишь через таких людей Христианство перейдет  от стадии подготовления к стадии осуществления. В широких масштабах такое  станет возможным в шестую культурную эпоху, но для отдельных людей путь  туда открыт уже ныне.

Чтобы будущая культурная эпоха могла развиваться правильно, весь ход культурно-исторического развития должен быть качественно изменен. Прежде всего,Средняя Европа должна дать семени пятой эпохи — Гетеанизму и Антропософии —достаточно сил роста, так много сил, чтобы из него произросла иная по сути культура, чем та, которая продолжает питаться "соками" античности и эллинизма (а там, где  она и этого не делает, все впадает в варварство). Кроме того, перед  Центральной  Европой стоит задача направить движение культуры на восток, со временем (что  нужно активно делать уже теперь) передавать туда духовные импульсы для их дальнейшей метаморфозы. Без помощи всех народов Европы, одной Германии или даже  всем немецкоязычным народам таких задач не решить; но Германия в особой мере  подготовлена для их решения, что коренится в конфигурации ауры немецкого народа. Для ее понимания необходимо обратиться к целому ряду сообщений Рудольфа  Штайнера. Характеризуя Среднюю Европу, он говорит: там находится то, что  "...всегда становится и никогда не пребывает", там "я" ищет связь, всесторонне обменивается силами с душой ощущающей, рассудочной, сознательной путем взаимодействия с культурами соседних народов (157; 3I.X). Поэтому, например, Шекспира  в Германии понимают лучше, чем в Англии. Далее, немецкая народность, по словам  Рудольфа Штайнера, повсюду действует как фермент, поскольку  "я" свойственно  колебание в разные стороны. Другие народы недоброжелательно отзываются о  среднеевропейце, что он живет на земле "...для того, чтобы пахать землю и искать в  облаках. ...Уже здесь он ищет духовное Я. ...поэтому в некотором смысле уже на  земном пути он стремится, ищет, как устранить то, что должно быть устранено за порогом смерти" (157; 31.Х).

"Задачу немецких народов исполняют лишь те, кто свое воспитание берет в собственные руки" (186; 8.XII). "Фихте, Шеллинг, Гегель, которых сегодня так ругают,— они создали мышление пусть и не спиритуальное, не духовнонаучное, но оно содержит семена Духовной науки; и если над ним медитировать, то оно действительно  ведет к Духовной науке. Поэтому немецкий национальный характер должен был оставаться текучим, чтобы можно было сказать: вот тот есть итальянец, тот есть француз, тот есть англичанин, а тот становится немцем" (159; 14.III). "В будущем историки культуры признают за немецким духом такое же значение в образовании нового времени, какое ныне признается за греческим духом в отношении образования  древности" (30, стр. 244).

"Если бы нормано-германский элемент развился без помех, сам по себе, то сегодня было бы легче осуществить тот правомерный монотеизм, который не принимает  абстрактного единого Бога, но — последовательность Иерархий: Ангелов, Архангелов и т.д..." (185-а; 23.XI).

"Немецкий Дух народа постоянно то нисходит вниз к народу, то вновь восходит  в высшие миры. ...Благодаря этому в народе должны быть приведены в действие  силы, которые в высшей степени ведут к Духовной науке. Когда Дух народа нисходит вниз, то он сильно вырабатывает народный характер. Когда же он отходит и  оставляет национальный характер в колебании, то ... это ведет к познанию того, что  бытие протекает между чувственным и сверхчувственным мирами". Фихте творил в  эпоху наибольшего нисхождения Духа народа. И лишь тогда было возможно творчество в таких понятиях и идеях, какие были в я-существе Фихте (157; 16.III). Напротив, Якоб Беме, которого называют "тевтонским философом",   "не зависит от Духа  своего народа" (!) (159; 9.V).

Мы не можем, за недостатком места, привести все сказанное Рудольфом Штайнером о Средней Европе, поэтому ограничимся небольшой выборкой, достаточной хотя бы для постановки проблемы, исследование которой должно быть  подкреплено анализом всей феноменологии немецкого духа, истории немецкоязычной культуры. Тогда, мы в этом убеждены (поскольку автор такую работу  отчасти проделал), станет вполне очевидным то, что сейчас будет высказано до  известной степени гипотетически.

Итак, вдумчивое изучение сообщений Рудольфа Штайнера о Средней Европе,  созерцание (в смысле метода Гете) ее истории и культуры рождает образ ауры немецкого народа как ориентированной — в отличие от ауры русского народа — от земли  к небу. Что в русской ауре образует "душевный ствол" — ось становления я-сознания, — это в немецкой ауре направлено снизу вверх, от земли к духу. Вдоль оси Я от земли вздымается гигантский вращающийся и пульсирующий "вихрь". Так ориентированы эфирные силы немецкого народа, что дает немецкому "я" мощный импульс  духовного выпрямления. Навстречу эфирным силам из высей к земле нисходит"вихрь" астральной ауры, в котором проявляются инспирации Духа народа. В целом, если формализовать конфигурацию ауры, то образуется фигура, а точнее сказать, символ, оккультный символ:  гексаграмма. В 5-ю культурную эпоху этот поистине неисчерпаемый эзотерический символ принадлежит Центральной Европе, только  теперь, в отличие от 3-ей, египто-халдео-вавилонской культурной эпохи, гексаграмма обрела седьмой элемент, выражающий тайну становления индивидуального Я.  Оккультные символы во все времена выражают чисто духовные, а не национальные  или политические констелляции развития. Их не следует уподоблять орденам, военным наградам, которые выдаются на всю жизнь. Еще менее того они могут служить  символами национализма.

Некогда Архангел Михаил был Ликом Ягве. Ныне он — Лик Господень. Старая звезда Соломона выражала состояние астрального тела человека с  групповым сознанием. Ныне она выражает характер ауры немецкого народа  или даже всей Средней Европы, где астральное тело отдельного человека силой низшего "я", апеллирующего к Я  высшему, претворяется в Самодух. Совместно с индивидуальным стремлением  к развитию идет действие также и ауры  народа, народов Средней Европы (тут   еще необходимо учитывать богатые нюансы), поэтому немец (а в более широком смысле и австриец, и швейцарец, а  может быть, и все народы северной Европы) стремится одновременно и обрабатывать землю и "искать в облаках", быть  всегда в "становлении". Дух народа, как бы "пульсируя", то приближается к земле, то удаляется от нее, благодаря чему восходящие к духу устремления немца то  оформляются народным характером, то освобождаются от него. При этом само  народное действует не как групповое начало, а инспирируя в "я", поскольку, нисходя к  земле, астральный вихрь не простирается по ней, а фиксируется на индивидуальных центрах самосознания.

Если посмотреть на ауру немецкого народа
в плоскости, то она имеет форму двухлепесткового цветка лотоса,
каким он изображен на красном витраже Гетеанума.



В традиционном выражении этот лотос
имеет вид свастики, вращающейся  слева направо,
по часовой стрелке, с запада на восток.


 [*Примеч. автора:   Через развитие двухлепесткового лотоса человек своим низшим "я" приходит в связь с Я-высшим, космическим. Эту-то связь и  выражает свастика. Она не имеет ничего общего с символом  креста. Ее горизонтальная составляющая может быть изображена в виде крабовидной спирали— знак  эволюции, в ходе которой человек вырабатывает индивидуальное "я". Эта спираль и дана  на красном витраже в качестве символа 2-лепесткового лотоса. Высшее Я нисходит к человеку из  духа. Поэтому линию Я на свастике можно иметь лишь мысленно, в воображении. Но если рисовать знак целиком, то он будет иметь следующий вид:

Эзотерически свастику изображают вращающейся справа налево, поскольку она тогда выражает процессы, совершающиеся в астральном мире. С таким ее изображением  следует обращаться крайне осторожно. В другом аспекте свастика является символом 4-лепесткового лотоса.]

Так приходим мы к глубинному пониманию того, почему столь ужасным  образом  этот издревле святой знак был скомпрометирован и запечатлен в сознании  всего человечества как символ зла. (Подобная же работа ведется и с гексаграммой).  В действительности знак свастики по праву принадлежит Германии и всей Центральной Европе, ибо Германия есть "третий глаз" мира, тот центр современной цивилизации, через который она сможет обрести сознательную сверхчувственную связь с  миром духа. Высшее порождение среднеевропейского духа — Гетеанизм и Антропософия — должны оцениваться именно с точки зрения этой задачи, а Средняя Европа— как средоточие всех сил человечества, стремящихся эту задачу решать. Подавлять,  разрушать Германию, Центральную Европу, искажать ее духовную суть означает  разрывать связь земной цивилизации с духом, погружать ее во тьму материализма.  Искажать духовную суть России, разрывать ее связи с Центральной Европой, означает лишать мир будущего. Таковы те истины, которые необходимо понять в первую  очередь, вне зависимости от того, каким образом и насколько искажается понимание истории, искажаются человеческие отношения в нашем веке.

Сущностное любой культурной эпохи определяется характером науки посвящения, которая, в свою очередь, всегда приводится в строгое соответствие с эволюцией человека — его души и духа. Кто хотя бы немного соприкасался с эзотерикой, знает, что уровни индивидуального сознания находятся в тесной связи сразвитием системы лотосов в человеческом существе. Двухлепестковый лотос  находится в тесной связи с мыслящим сознанием. Поэтому через его развитие сознание не погружается в транс, а становится имагинативным — сверхсознанием,  которое в обычных состояниях человеческого духа заявляет о себе лишь в минуты вдохновения. Вслед за 2-лепестковым человеку надлежит развивать 16-лепестковый лотос, расположенный в области гортани. Его развитие, помимо индивидуального самоусовершенствования, требует гармонизации социальных отношений. Рудольф Штайнер говорит, что от состояния 16-лепесткового лотоса зависит характер всех социальных отношений человечества. Так называемая "восьмичленная тропа" Будды в нашу культурную эпоху должна стать повседневным социальным фактом, а 16-лепестковый лотос может теперь развиваться с помощью социальных и культурных отношений, а не в аскетическом уединении.

Приведенный выше образ рулевого колеса, с помощью которого был пояснен  характер необходимого взаимодействия народов Европы, — это и есть образ 16-лепесткового лотоса, который прежде в виде так называемой "розетки", "розы" изображался над входом в романских и готических храмах (см.  рис).


В романских  храмах "розетки" часто изображали с восемью лепестками. Они совершенно непосредственным образом раскрывали подходящему к дверям человеку тайну архитектурного замысла всего храма, который также был восьмичастным (см. рис).





Так зримо нарождающемуся самосознанию Европы был явлен древний принцип восьмичленной тропы Будды, давшего людям за пять веков до вочеловечения Христа учение о любви и сострадании.


Не следует думать, будто бы речь теперь идет о возврате к Буддизму. Нет, сам  Буддизм в метаморфизированной форме оживает в христианской культуре Европы, где отношения между людьми должны теперь строиться на основе добродетелей восьмичленной тропы в их новом, соответствующем христианскому пути посвящения, звучании, какими их описал Рудольф Штайнер, сказавший при этом, что от овладения ими зависит степень развития 16-лепесткового лотоса, чем , в свою очередь, обусловлена мера социальной гармонии по всей Земле.

Эзотерическое Христианство синтезирует в себе весь положительный опыт духовного развития прошлого и возводит его на качественно новую ступень, о чем и  возвестил миру гений зодчества Центральной Европы еще до наступления 5-й культурной эпохи. Эзотеризм романских, готических храмов не уступает эзотеризму храмов древнего Египта. Убедиться в этом может каждый. Например, достаточно провести геометрический анализ фасада страссбургского мюнстера, чтобы распознать  запечатленный в архитектонике храма образ духовно выпрямляющейся путем развития системы лотосов индивидуальности (читатель, интересующийся этой темой, может параллельно рассмотреть геометрический анализ обелиска Сезостриса I в Гелиополисе; обелиски же, как известно, были осмысленным образом физически выпрямляющегося человека. (См.  Otto Schubert Gesetz der Baukunst, Leipzig, 1954. Bd 11, S. 36, 303. )

Таким образом, перед нами реальная феноменология среднеевропейского культурного импульса, пронизавшего собой всю Европу и придавшего ей характер поистине живого организма, где нет, как в механизме, взаимозаменяющихся частей. И  если отвлечься от политических спекуляций, идеологического истолкования культуры, то можно прийти к глубокому пониманию полной значения, неповторимой роли  каждого европейского народа в развитии культурного импульса нашей эпохи, имеющего свое средоточие в человеческом "я".

Из чистого понимания сути и смысла среднеевропейского духовного творчества,  а не из желания следовать за каким-либо национализмом, мы вынуждены признать, что символ 16-лепесткового лотоса ныне также принадлежит Центральной Европе, а не Востоку. В Центральной Европе он теперь занимает, так сказать, свое исходное положение и оттуда  движется по всем направлениям света во весь остальной мир через современную духовную работу народов.

Дальнейший этап развития индивидуального духа, сознания связан с 12-лепестковым лотосом. Его символ, в известной мере, принадлежит Восточной Европе, в первую очередь — России. Поэтому Восточная Европа непременно должна участвовать в  культурной жизни всей Европы, а общеевропейская культурная жизнь — готовить  свою грядущую метаморфозу, которая совершится при переходе от пятой к шестой  культурной эпохе.

Таков правомерный, отвечающий мировым законам путь развития человечества.  В то же время, каждый этап развития сопровождается накоплением сил инерции,  которые побуждают импульс культуры постоянно двигаться в одном направлении или вращаться на одном месте, бесконечно повторять самого себя, окостеневать в  одном состоянии. Если мы еще раз возьмем тот виток эволюционной спирали, который объемлет собой современную культурную эпоху, то мы можем обозначить нанем главные направления инерции и застоя.


По сути говоря, все современные оккультно-политические силы,
мешающие развитию своими действиями из-за кулис,
опираются на частичную правомерность своих устремлений.
Исключительно важно понять эту особенность современной мировой борьбы.
Частичная правомерность — она в действительности оказывается хуже  полного заблуждения,
поскольку коренится в законах развития,
но встает им поперек  дороги. 



Так, идеология Рима, иезуитизма исходит из того, что Пришествие Христа  совершилось в ту эпоху, когда подавляющая часть человечества жила групповым  сознанием. Рассудочность Рима являла тогда собой пик индивидуализации. И поскольку Рим принял Христианство, то цезаро-папизм следует признать как высшую  форму общественной и религиозной жизни. Приходящее с севера, как считает Рим,   несет только разрушение, хаос: в далеком прошлом именно варвары, пришедшие с  севера, разрушили прекрасную Империю — цвет цивилизации, а позже они же своей  реформацией нанесли непоправимый ущерб самой совершенной христианской Церкви. Латинская раса более, чем какая-либо другая, приспособлена к несению христианства в мир. Главный враг христианства — Центральная Европа, с ее искушающим   зовом познания, секуляризации, свободы; а еще — ее производная:  впавший в материализм англосаксонский мир.

Англосаксонский политический оккультизм уповает на многотысячелетнюю традицию культурного движения с востока на запад. Здесь ведущие оккультисты говорят (неважно — где и в какой форме): мы самые правомерные преемники греко-латинской культуры. Сами боги, звезды благоприятствуют нам, когда мы стремимся  управлять миром.  Латинская раса отжила свой век и должна исчезнуть. Центральная Европа вызывает лишь топтание на месте. Из-за нее мы только теряем  время.  Какой-то вклад в культуру она делает, но ее необходимо крепко держать в руках,  разрушать ее консерватизм, ослаблять хозяйственно, парализовать политически,  чтобы она не мешала Америке завладеть принадлежащим ей по праву мировым господством. Что касается Восточной Европы, то ее значение заключается главным образом в запасе генетических сил, которые сильно подорваны во всем остальном мире.

Нордическая идеология возникла как побочное явление при движении культурного импульса с юга  Европы на север. Она реакционна в невероятной степени, поскольку апеллирует к реставрации прадревней Гиперборейской, а то и Полярной коренных рас. Лишь Люциферу ведомо глубинное предназначение, содержание такой идеологии. Человеческие же ее носители просто грезят, являются одержимыми ею, поскольку сознание ни одного из них не способно построить хоть  какое-нибудь осмысленное отношение к тому высокодуховному, лишенному абсолютно всех свойств индивидуального, планетарному бытию человечества как  единства. Имеется у нордической идеологии и ариманическая составляющая: хозяйка Севера — Лоухи (Калевала).

Наконец, идеология евразийства, становящаяся все более популярной в последние годы, представляет собой пагубное намерение раньше времени предвосхитить  шестую культурную эпоху, дать ей хотя бы частично наступить несвоевременно, в  условиях, совершенно для нее неподходящих, дабы истощить жизненные силы восточно-европейских народов и сделать их неспособными на культурное творчество,  когда наступит время славяно-германской культурной эпохи. Вот почему сейчас в  России оккультисты повсеместно твердят о наступлении уже в следующем столетии  эпохи Водолея. В евразийстве мы имеем дело с повторением импульса средневековой академии  Гондишапур. Евразийцы намереваются перекинуть мост от Рима прямо в Москву ( в "3-й Рим") и тем исключить из развития всю Среднюю Европу. Вот где следует искать исток двух мировых войн, в которых в первую очередь удалось столкнуть Германию с Россией.

Рим смотрит на евразийство с двойственным чувством. С одной стороны, "3-йРим" ему конкурент, поскольку вполне достаточно, как тут считают, и первых двух. С другой стороны, Рим видит в Восточной Европе, в России эффективное оружие в  борьбе с Центральной Европой и Америкой. Ну, а американцы видят в России мощное оружие в их борьбе с Римом, с Европой и с Востоком в широком смысле слова.

Приводя все, сказанное до сих пор об оккультно-политической картине мира в  систему, мы получаем образ расстановки основных духовных сил на мировой арене,  в их отношении к истинным задачам развития (рис. ).

На рисунке в виде малого внутреннего круга представлено "колесо истории", которое страны Европы и всей Земли совокупными культурно-социальными и историческими усилиями постепенно поворачивают с запада на восток, творя преемственность, метаморфозу культурных эпох. Всем этим правомерным усилиям противостоит в той  или иной мере объединенная сила антидуховных и антиисторических импульсов  (внешний круг; см. рис.). Период их раздельного становления закончился, чем и ознаменовано выступление азурических духов в политической и культурной жизни человечества. В XX веке единство этих сил проявилось достаточно определенно. По отношению к нему такие события, как война Германии с США и Россией — лишь внешне  противоречивые и одновременно лишь эпизодические явления на пути этих сил к  одной цели: повернуть все развитие человечества вспять, для чего в первую очередь  им необходимо парализовать Среднюю и Восточную Европу. В одном случае этой  цели служат войны, в другом — объединение, смешение всех народов Европы, а потом и рас, в некую серую массу. Предусмотрены и иные способы действия.

Свастика, вознесенная как политический знак над Германией, и выражала собой  (для знающих) указанное единство. Она указывала движение в направлении против  времени, в котором осуществляется эволюция;  эзотерическое значение свастики было  перенесено на внешний план истории; отсюда берут начало все идеи о "сакрализации" (см. главы 17 и 18) общественной жизни.

В противовес этому правомерное движение развития на плане истории и культуры выражает свастика, вращающаяся по часовой стрелке. Она — знак постепенного  раскрытия двухлепесткового цветка лотоса на экзотерическом пути, по мере овладения каждым отдельным человеком свободой, моральной автономией, когда побуждения для своих поступков человек будет черпать из мира моральных интуиции, как  это описал Рудольф Штайнер в "Философии свободы".

Начертанная нами картина осталась бы незавершенной, если бы мы не показали  ее связь с высшим духовным планом. О ней Рудольф Штайнер говорит следующее: "Четыре могущественных возвышенных облика стоят в мировом пространстве по  четырем сторонам света, образуя  космический  крест. Они ведут мировые процессы, управляют ими и являются служителями Одного, Который есть сама Жизнь Солнца (т.е. Христос). Они сменяются в ходе космических дней, будучи инспирируемы Духом Солнца. Они являются пра-силами, которые в космосе и в человеческой душе  отражаются в трех силах: мышления, чувствования и волеизъявления" (265, с. 336).  Облики эти — суть четыре Архангела. На следующем рисунке указаны главные принципы их действия и связь с четырьмя праздниками года.


Стоящий на востоке Михаил соединяет в себе силы трех других Архангелов, Он является "Ликом Божиим". Инспирируя, он приглашает человека к сотрудничеству.  Действующий из свободного целеполагания, в духе намерений Архангела Михаила  человек становится носителем принципа "Свет с Запада".

Четыре силы политического оккультизма, смыкаясь в круг, становятся инструментом материалистической, ариманической змеи Миттгарт, которая, охватывая  Европу постоянно ширящейся петлей, стремится изолировать ее духовную, культурную жизнь от помогающих действий четырех ведущих Архангелов. Вот почему силы политического оккультизма стремятся до отказа заполнить мысли, чувства и побуждения людей своими идеологемами, подавить их с помощью массового внушения.

Такова в очень сжатом виде методология современной политологии. Кто не  владеет ею, обречен заниматься пустыми спорами и враждой. Что же касается  тех, у кого истинное положение дел задевает национальное самолюбие, то им можно сказать лишь одно; потерпите, придет время, когда Германия исполнит свою культурно-историческую миссию и тогда отойдет в тень, уступит место другим.  Но Боже упаси, чтобы подобное случилось теперь. Ибо в таком случае тайным  обществам  Запада удалось бы культурный импульс увести от соприкосновения с  Самодухом, заставить его двигаться далее на запад. В таком случае пятую культурную эпоху, где, имея на то основание, тон задает англо-саксонская раса, удалось бы некоторым образом "увековечить", дать ей своеобразное ариманическое  бессмертие. В таком случае, говорит Рудольф Штайнер, шестая культурная эпоха  хотя и наступила бы, но была бы перемещена в Южную Америку и носила бы  условный характер. Лишь самые сильные духом люди смогли бы тогда благодаря  чисто посвятительным усилиям индивидуально овладеть Самодухом. Что касается остальных жителей Земли, то поистине "зубовный скрежет" стал бы их  уделом. Ускоренным темпом пошло бы формирование злой расы, предсказанной  Апокалипсисом. Снова набрали бы силу черномагические мистерии Таотля.

Знаки такого возможного будущего выступают уже в нащем веке, ибо в нем решается, как пойдет вся дальнейшая эволюция Земли. Кто не боится познания, все это  способен понять сам. И нас не должно удивлять, что с цепи спускают всех демонов  зла, дабы растоптать Германию, духовно парализовать Россию, отвратить всю Европу от решения ее духовных задач. Приведенные нами ранее публикации панамериканистов  красноречиво говорят об этом;  в них — мировая ложь, искажение, оболгание истории народов, их сути. Кто продолжает питать иллюзии абстрактного гуманизма, пусть почитает их сам. Книг такого рода много. Для кого книга Т.Кауфмана— не аргумент, пусть почитает другого американского "мудреца" — Луиса Ницера. В своей книге "What to do with Germany" ("Что делать с Германией"), изданной в1944 г. (Трумэн требовал, чтобы ее прочел каждый американец, Эйзенхауэр заставлял своих офицеров ее реферировать), он задается вопросом: как нам следует поступить с "миллионами убийц", с "преступным народом", у которого вся духовная культура, ее творцы, включая Фихте, Новалиса и др., даже народные песни пронизаны  биологическим милитаризмом? Нам возражают, рассуждает автор: "Нельзя осудить  целый народ", "невозможно уничтожить 80 миллионов" и т.д. Но что делать с ними? Если нельзя уничтожить, то, может быть, подвергнуть их "расовой стерилизации"?  Если бы 20 тыс. врачей делали по 25 операций в день, то вся процедура стерилизации примерно 50 млн. немцев, способных иметь потомство, заняла бы примерно три месяца. Ну, на женщин пришлось бы потратить времени несколько больше. При естественной смертности в 2 процента в год в течение двух поколений немецкая нация исчезла бы с лица земли.

Однако от такого проекта, как считает автор, все-таки придется отказаться. —Почему? — Да потому, что немцы тогда возомнят себя мучениками, а главное, могут  возникнуть массовые восстания (!) Наконец, путем стерилизации можно решить судьбу будущих поколений немцев, но не ныне живущих.

Я не стану пересказывать всю книгу, вместо которой американским "мудрецам"  было бы лучше написать другую: "What have we done with America" ("Что мы сделали с Америкой"), а в заключение главы скажу лишь о том, что должно стать ясно  всякому здравомыслящему человеку, — что лишь через разоблачение такого рода  лжи лежит путь к преодолению национализма и шовинизма. Истоки мировой лжи,по мере их удаления в прошлое, приобретают характер незыблемых и даже как бы  овеянных традицией истин. Проникнуть к ним становится все труднее и труднее, да и  поправлять что-либо все меньше и меньше желает "перевоспитанное" человечество. Как сказал поэт:

Честь безумцу,

Который навеет

Человечеству сон золотой!

Не стали ли эти слова последней универсальной догмой, на которой мирно  сошлись все враждующие между собой мировые силы, все противоречия цивилизации? Ну, а если кому-то "не спится" и ему хватает сил добраться до неких "истоков", то там он переживает один лишь ужас. Но ему становится ясно, что, желает того современник или нет, он поставлен перед выбором: либо на ужасе сверхгипертрофированной лжи строить "гуманистическое общество будущего", либо  скинуть ночной колпак и все силы употребить на поиск истинных оснований жизни, дабы после физической смерти не пережить еще одну, куда более страшную,— душевную. Не стоит доказывать, насколько необходимо выбрать второе, если  даже при этом тебя объявят "фашистом", "шовинистом", "человеконенавистником" и т.п. Будьте уверены, сам-то князь мира сего понимает, что он есть дух  лжи. Так  не  будем  хотя  бы  в  его глазах  глупцами.

Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru