Глава 18. Два синтеза

RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Авторский раздел

Именной каталог

Г. А. Бондарев

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ СОБРАНИЕ 1923-2005

Глава 18. Два синтеза

Глава  18.            Два синтеза


В нашей книге "Антропософия на скрещении оккультно-политических течений современности" мы писали о ВАО начала 90-х годов, сравнивая его с океанским лайнером, на котором имеется множество уютных кают и залов, но плывет он на рифы. И если не изменить его курса, то рискует он превратиться в "Летучего голландца", а тогда "горе всякому, кто останется на том корабле". Поскольку нам никогда не был присущ дух пророчества, то в то время, когда это было написано, мы не предполагали, что всего через десять лет наше предсказание сбудется.


В самом деле, ну попробуем хотя бы один раз совершенно непредвзято, отринув все пристрастия, посмотреть, к чему теперь все сведено в ВАО. Самой его администрацией признано, что в силу неких "ведомственных причин" антропософы вместо основанного на P.C. Общества получили после 8 февраля 1924 г. "Бауферайн" и не ведали о том до 2002 года. Что было с ними в это время, пояснено в "Листке сообщений" с помощью некой схемы ( 28 ). Посмотрим очами разума, а не сектантского энтузиазма, группового сознания, что изображено на ней. Чтобы было удобно ее обсуждать, дадим на ней несколько буквенных обозначений.


Схема


Схематическое изображение корпоративного развития


В левой ее колонке мы имеем совершенно явное небытие, идущее вдоль линии АС. Показанное там есть полнейший вымысел даже согласно тому, что пишут в пояснении к этой схеме сами "перестройщики" ВАО. Они сознаются, что реальностью (в каком смысле?) было то, что изображено в правой колонке. Но и оно, в конце концов, есть также небытие, поскольку 80 лет членам внушалось, что они пребывают в левой колонке. Именно это было в их сознании реальностью, т.е. то, чего не было.[* В самом деле, ведь нельзя же быть членом Общества Гете в обществе, скажем, защиты животных.]  Но вот из небытия всплывают чистые выдумки, сформулированные в позициях С и D. Из этих двух ничто учреждается приводящее их к "синтезу" еще одно ничто: позиция Е. Отсюда, якобы, исходит "дальнейшее развитие". И что это за развитие? — Да именно то, которое и сделало ВАО "Летучим голландцем". Ему-то и предназначено после конференции 2002/03 г. странствовать под флагом (именем) ВАО по  мутным водам мировой цивилизации. На его борту литыми, мерцающими призрачным неоновым светом буквами написано: "Мы живем в такое время, когда человек не может быть призван ни к чему, в том числе и к Рудольфу Штайнеру". (фон Платон)


Большими голубыми глазами, в которых понемногу ослабевает свет индивидуального сознания, пассажиры того корабля взирают на звездное небо, на жестокую борьбу гигантских волн океана мировой жизни, но все это стало для них неким инобытием, другим миром, соприкоснуться с которым субстанционально они уже не могут, да и не хотят. Он является им порой в сновидениях, и им этого довольно. Кораблем управляет суровый командор. Он постоянно сумрачен, не умеет смеяться, и не любит, когда ему задают вопросы. Он особенно иллюзорен. Его никто никогда не видел, а если кто и видел, то думает, что это не он. Время от времени корабль посещает реальные гавани и берет на борт новых пассажиров. Пользуясь этим случаем, кое-кто из старых бежит с корабля. Никто их не удерживает. Ведь иллюзия обладает силой лишь до тех пор, пока в нее верят, принимают ее за действительность.


В 2002 г. произошел с тем кораблем курьезный случай. Обычно, заходя в порты, он оставался в гавани и бросал там якорь. Но вот пришла на ум его водителям идея: выдать иллюзию за действительность. И потому решили они корабль пришвартовать к причалу и погулять среди реальных людей. Но что из этого вышло!


На причале среди пассажиров, голландца П.Макая — члена правления ВАО, голландца Дунсельмана — генсека Голландского АО и др., появились вдруг голландцы совсем иного, реального рода.


Подражая голландцам-пассажирам, готовым, защищая свою иллюзию, поставить на уши даже министерство иностранных дел и всю юриспруденцию мира (так поступили они, устраивая "охоту на ведьм" на автора этих строк в середине 90-х годов), они обратили внимание юриспруденции на попытку иллюзии причалить к действительности.


И вот, когда с корабля раздалась команда: Отдать швартовы! — то юриспруденция сделать это не позволила. Начался длинный и очень дорогой судебный процесс. Вся команда пришла в беспокойство, поднялся ропот возмущения: Чего медлим? Обрубить, к чертям, швартовы, и поплывем, куда хотим — во второй класс например! ("В самом деле, отдаем ли мы себе отчет в том, какова позиция членов, которые просят нас этот судебный процесс не продолжать?" ("Листок сообщений", 17, 2004, S. 2) Но "судовладельцы" и водители думают иначе: "Но мы должны понимать, что тогда покоя нам не видать".)


Над тем кораблем то и дело возникают видения истинной Антропософии. Оставшиеся на почве реальности с тоской и душевной болью взирают на них. Та боль стала их судьбой. И пусть утешением им будет знание, что лишь из страдания приходит спасение мира, рождается новое.


Многообразно являет ВАО свой "ничто-гештальт". Обо всем в одном месте не расскажешь. Но еще один пример мы все-таки рассмотрим: групповое фото членов правления ВАО, совершивших "синтез" двух ничто. (Оно опубликовано в "Листке сообщений", №51-52/2002.)


Групповое фото членов правления ВАО, 2002 г.


Мы не знаем, фотограф ли, сделавший его, весьма и весьма себе на уме, или некий добрый дух старается раскрыть нам глаза на действительность, но фото получилось необыкновенно много говорящим. Как говорится, Бог шельму метит. Вглядимся в это фото. Первое, что бросается в глаза, — это что стоящие в первом ряду три члена старого, "брабантского" правления никак не могли пригласить в свой состав трех новых, стоящих во втором ряду. Это просто видно. За попытками старых членов улыбаться проглядывают напряжение и беспокойство. Причина их — в членах второго ряда, которые высовываются из-за первого ряда словно из-за забора, готовые его в любую минуту повалить. В них для старых членов заключена угроза их старому уютному, "в тепле и сырости" бытию.[* И они это, конечно, вполне осознают. П.Макай: "Два года тому назад Хайнц Циммерман объявил на генеральном собрании, что он, как член Форштанда, хотел бы через некоторое время уйти в отставку. Мы, коллеги, еще раз посоветовались с Хайнцем Циммерманом по этому вопросу и в результате отставка Хайнца Циммермана отменяется. ... как в Форштанде, так и в Коллегии Высшей школы мы не можем лишиться сотрудничества с Хайнцем Циммерманом"] "Мы", надо понимать, — это стоящие на фотографии в первом ряду; ну и еще, наверное, кто-то, кто фотографироваться не любит. Несколько особняком, персоной non grata уже в глазах пяти других членов (это их объединяет) выглядит шестой член. Он уж и шаг сделал в сторону от них. Чего в нем, конечно, нет, так это духа обывательства. Его погруженный в себя взгляд устремлен к неким внутренним вершинам, которые "зияют" лишь перед его духом и глубоко чужды пяти другим. Это некие ледяные вершины, где нет уютной теплой сырости.


Увидев все это (и многое другое, разумеется), спросим себя: так кто же на самом деле формирует это правление! Если не оно само делает это, то его власть, деятельность, инициативы также суть Fata Morgana. Но так ведь и должно быть на "Летучем голландце".


* * *


Полная ясность в деле превращения ВАО в "Летучего голландца" наступила 4 октября 2003 г., когда в "Листке сообщений" без всяких ужимок и недомолвок было с детской непосредственностью объявлено, что в течение 78-ми лет Общество, которое мы называли ВАО, было всего лишь переформированным Бауферайн, что  существует оно с 8 февраля 1925 года. В том же "Листке" было еще сказано, что в ноябре 2003 г. состоится внеочередное генеральное собрание, "главной составной частью" которого будет "вчленение нашего ферайна (т.е. ВАО. — Авт.) в основанное на Рождество 1923 г. Антропософское Общество". И далее: "Основанное на Рождество 1923 г. по инициативе Рудольфа Штайнера Антропософское Общество на своем внеочередном собрании членов, состоявшемся 28— 29 декабря 2002 г. (!), назначило свой Форштанд и завершило свои статуты ... и так приготовило себя для этого вчленения. Оно также изменило свое название на "Всеобщее Антропософское Общество Рождественского Собрания". (Выделено нами. —Авт.) ( 30 )


Защищаясь от такой неслыханной атаки на всякий здравый смысл, многие члены говорят себе: Ах, это очень сложные юридические вопросы, в которых я разобраться не в силах! Увы, уважаемый читатель, к юриспруденции вся эта галиматья не имеет никакого отношения. И понять это совсем не сложно. Ну а если кому-то она представляется правдоподобной, основанной на "фактах", то тому уже ничем не поможешь. [* В ноябре 2003 г. такие члены собрались в Гетеануме. Им вновь было предложено "свободно" получить право участвовать в голосовании, заявив заранее о том, что они принимают все, что им будет предложено. Как и на Рождество 2002—2003 гг., голосование прошло с энтузиазмом, был опять лес поднятых рук; только "отщепенцев" было совсем мало. Они устали.]


Интересно при этом уже совсем другое. Те, кто позволяет себе устраивать подобные мероприятия, совсем не щадят своих людей "очень доброй воли". Они объявляют далее, что договор о слиянии будет заключен между Правлением ВАО Бауферайн и Правлением ВАО P.C. (При этом они забыли сказать еще о Правлении ВАО, членами которого мы были более 70 лет, не подозревая, что оно есть реорганизованный Бауферайн.) "Оба ( а точнее — три) Правления (beide Vorstände)", представляющие собой "две партии (beide Parteien)", работают в полном согласии между собой, в единодушии. — Но ведь это все один и тот же, существующий 70 лет Форштанд ВАО, последним председателем которого был Шмидт-Брабант, а до того — Гроссе, А.Стеффен!?


Но мало того. Слиться-то они слились, однако ВАО P.C. (1923-го? 2002-го?) было при этом аннулировано! Аннулировано и ВАО Бауферайн. А что осталось? — Просто ВАО. А было до всей этой канители? — Просто ВАО.


Ну, кто желает, может, конечно, записать себе на память, что существующий Форштанд вдруг ни с того ни с сего объявил себя Форштандом ВАО P.C. (следовательно, эзотерическим по своей сути?!), что он есть "по сути" тот же самый Форштанд, который был назван Рудольфом Штайнером. В 2002 г. он раздвоился, растройлся и даже расчетверился (если считать точнее). Возникли в одном составе: Форштанд ВАО P.C. (1923), ВАО P.C. (2002), Форштанд ВАО Бауферайн и ВАО, которое мы 70 лет имели фактически (а акты ведь вещь упорная!), но которого на самом деле не было. В 2003 г. все четыре Форштанда были сведены в один, став, таким образом, пятым Форштандом! Оформление последней процедуры взяли на себя от имени пяти Форштандов только два:


"Договор о слиянии между  Всеобщим Антропософским Обществом (Рождественского Собрания), Ул. Рюттивег, 45, Дорнах 4143, 
представленного  д-ром Верджинией Сиз,  д-ром Хайнцем Циммерманом,  Паулем Макаем, Бодо фон Платоном, Сергеем Прокофьевым, 
Корнелиусом Пицнером, в дальнейшем называемом ВАО P.C. и Всеобщим Антропософским Обществом  Ул. Рюттивег, 45, Дорнах 4143, 
представленного д-ром Верджинией Сиз, д-ром Хайнцем Циммерманом, Паулем Макаем, Бодо фон Платоном, Сергеем Прокофьевым, 
Корнелиусом Пицнером, в дальнейшем называемом ВАО..."


Далее следуют пункты договора. 


Пункт 5с: "Изменить название ВАО P.C. на "Всеобщее Антропософское Общество"".


Человек думающий, но с недостаточно крепкими нервами, читая такого рода декларации и "документы", рискует от чрезмерного удивления лишиться дара речи. Ведь подобного законотворчества еще не знала мировая история. Даже злейшие диктатуры XX века не посмели открыто позволить себе такое. Поэтому в целях самозащиты, читая все это, нужно рассмеяться.


В "Похождениях бравого слодата Швейка" имеется такая история. В чреде остроумных симуляций, с помощью которых Швейк старается избежать отправки на фронт, он попадает в сумасшедший дом, наполненный такими же, как он, симулянтами. Один из них выдает себя за Кирилла и Мефодия, что приводит в удивление даже Швейка. Ему объясняют: таким способом он надеется получать две порции питания.


На дорнахском холме поглотили четыре порции и, быстренько их "переварив", постарались тут же вернуться к "самоидентичности". Что ж, их можно понять. Вот только сквозь драпировки нескольких переодеваний проступило нечто — как бы это определить? — "не от дела сего". Поясним это с помощью сравнения. У Гоголя в рождественской новелле черт крадет с неба луну. (Чтоб всем темно было!) Луна сильно жжется и он, прежде чем сунуть ее в мешок, перекидывает ее из руки в руку. Похоже, что то же самое пережили и поигравшие с P.C. — Оно жжется! И не будешь же вечно перекидывать его из руки в руку. Да и члены, они хоть и наивные, да вдруг вообразят себе, что они и на самом деле состоят в ВАО P.C. Поэтому прочь его!


Однако отставим шутки в сторону и резюмируем кратко, что же было совершено, к чему в конце концов пришли на дорнахском холме:


— Мы являемся Обществом Бауферайн, — признался ставший пятиликим Форштанд. — В то же время мы всегда были ВАО P.C., только это разумелось само собой, молча; да к тому же мы им, собственно, и не были, не могли быть. И вот теперь, как прирожденные алхимики, мы совершаем акцию под названием "Fusion"— "Absorption" (слияние—объемное поглощение). Тем, чем мы не являемся, мы поглощаем то, "чем мы в то же время являемся", но чем, однако, быть никак не можем. И наоборот, в том, что мы есть, мы растворяем то, чем быть никак не можем. А затем мы отбрасываем то, "чем мы в то же время являемся" и становимся ни тем, ни другим.


Совершенно очевидно, Общество, к которому теперь свелось все дело, именно юридически антропософским уже не является вовсе. [* В начале 2005 г. все постановления Конференции 2002/03 гг. были решением суда отменены, как противоречащие ряду статей швейцарского законодательства. Таким образом, теперь осталось лишь то, что открыто было признано правлением в 2002 г.: что существующее ВАО есть реорганизованный Бауферайн. Это хотя и не богатая, но все же реальность. Однако почти нет надежды на то, что из нее сделают общество познания.]


В "Базлер Нахрихтен" (14.11.03) было сказано, что цель всех этих реформ (можно было бы спросить: а какое дело газете до всех этих внутрених антропософских дел?) является "приспособление" ВАО к "требованиям XXI века", к числу которых относятся "глобализация" и "реструктуризация" (т.е. передел власти). Глобализация, надо понимать, в духе войн Клинтона в Сербии и Буша в Ираке, а реструктуризация в духе российской "перестройки".


Рядовых членов Общества, исполняющих роль статистов в драме "глобализации" и "реструктуризации", пугают мыслью, что они могут вообще остаться без Общества, если станут много рассуждать. Им поставлена задача на самовнушение: "Те из нас, кто работает в антропософских организациях, могут в непосредственном опыте пережить, как правление (администрация. — Авт.) может стать органом-сердцем для учреждения. Оно дает ему стабильность и уверенность и может быть центром жизни организации".( 32 )


"Может быть", но ведь "может и не быть" и даже, как показывает "непосредственный опыт", сплошь и рядом не может быть ни в малейшей мере. Однако, дамы и господа: примите все это прямо в ваши сердца!


Но я не могу жить без Общества! — слышится стон представителя эпохи души сознательной. Однако почему же непременно "без Общества"? Общество было: ВАО объединения Гётеанума. Следовало лишь открыто признать его таковым. Для всего, что делалось в нем в течение 78 лет, его было вполне достаточно. Более того, в нем ни разу не произошло ничего такого, что выходило бы за его рамки и за его возможности. Если в самом деле среди членов назрело желание начать в конце концов "Антропософию делать", то нужно было то Общество сделать по сути Обществом Познания. В этом качестве без всякой "глобализации" и "реструктуризации" оно начало бы постепенно выполнять свою функцию представительства Антропософии в мире, что так необходимо в наши дни, когда в ОЕ готовится закон о запрете всякой спиритуалъной деятельности. Противостать тому закону и тем спасти Антропософию можно одним-единственным способом, показывая, сколь глубоко ее методология коренится во всем духовном, познавательном, культурном наследии человечества.


Разумеется, при таком естественном образе действий пришлось бы отказаться от "управления" Школой, от групповых чтений Класса и предоставить эту работу на свободное усмотрение членов. Ибо это аксиома на все времена:


Подлинную эзотерическую Школу может вести только посвященный.


Однако именно этого и не хочет делать и признавать пятиликая номенклатура. Она стремится Школой единолично, бесконтрольно и самозванно распоряжаться так, как ей это желательно. В этом и заключается корень проблемы: "глобализации" и "реструктуризации" — новых бед, свалившихся на антропософское Движение.


* * *


Если мы поняли все это, то тем самым мы освободили себе путь для созидательных размышлений об Антропософии. Подчеркнем для себя еще раз, что ее феномен есть Мистерия: Мистерия эволюционизма. В своей сути она определяется принципом семичленности; все в ней есть жизнь и развитие. В мировом эволюционном цикле принцип семеричности выражается трижды. Это семь эонов, внутри каждого из которых развивается семь состояний жизни, а каждое состояние жизни проходит через семь состояний формы. Так это определено первооткровением Бога: 7x7x7 состояний мира, объединенных крестом эволюции. И таков именно истинный прафеномен эволюции. Мы писали о нем в нашей книге "Мистерия Антропософии" ( 33 ), где показали, что каждые семь лет в жизни Антропософии совершается метаморфоза. Это целостные циклы ее развития, построенные по законам описанной нами гносеологической лемнискаты. Семь таких циклов образуют один, скажем, макроцикл Антропософии, длящийся 49 лет. Семь таких макроциклов образуют одну единую систему вхождения Антропософии в мир, чтобы одухотворить его и обратить от нисхождения в материю к восхождению к духу. Чтобы решить эту задачу ей, таким образом, потребуется 343 года. [ * В указанной книге это пояснено сводной таблицей . При верстке в ней допущены ошибки. Нижний ряд планет должен быть такой: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс.То есть эта Мистерия будет действовать до конца эпохи Архангела Михаэля.]


С началом третьего тысячелетия Антропософия вступила в свой третий макроцикл. Это период синтеза. В течение его должно проявиться в новом облике все то, что противоречиво действовало в двух первых макроциклах. Первые 49 лет, от 1902 до 1951 г. следует рассматривать как большой тезис Антропософии. Он был бы намного успешнее, если бы Рудольф Штайнер смог оставаться на физическом плане до его конца. Но тот период оказался Мистерией-Драмой. И все-таки Антропософия вошла в мир, сделалась, пусть не всегда видимым образом, внутренне присущей ему. Незадолго до окончания этого периода умерла Мария Штайнер, успев наладить издание полного наследия Рудольфа Штайнера. Это был период, когда полагалось начало миру новой человеческой культуры, культуры Homo liber'a, человека, который будет мыслить, созерцая идеи и совершать свободные поступки. Черты Отчего начала присущи этому периоду. Он нес на себе отпечаток всеобщности, мощного культурного и эзотерического полагания.


Во втором периоде, закончившемся в 2000 г. (наши противники действуют со знанием дела!), всеобщее Антропософии должно было быть поглощено индивидуальным началом ее представителей, сторонников, работающих над собой в духе "не я, но Христос во мне". В своем поверхностном слое период этот был довольно бесцветным, но мы не знаем, что происходило тогда в душах отдельных людей. Во всяком случае, в этот период было опубликовано довольно много интересных антропософских исследований в области естествознания, развивались практические инициативы.


Если быть реалистом, нужно, конечно, признать, что как в первый, так и во второй периоды было много потерь и поражений. Но было и созидание. И теперь и то и другое будут стремиться к своему синтезу: синтезу добра в виде реальных плодов духа в отдельных людях и в культуре человечества, с одной стороны, а с другой — то, что оказалось захваченным супостатом, постарается создать "синтез" ничто. "Почвой" для этого последнего "синтеза" послужат души людей, в которых семя Антропософии не смогло прорасти: упало на "каменистую почву" рассудка или субъективной мистики.


Что должно вселять в нас надежду — это знание о том, что мы живем в эпоху Архангела Михаэля. Рано или поздно его Дух восторжествует во времени. Стремясь соединиться с ним, должны до середины века работать друзья Антропософии. Всеобщую Антропософию они призваны как бы родить заново в своем индивидуальном духе. А это как раз и достигается путем овладения методологией Антропософии. В этом заключается подлинный синтез Антропософии на ее третьем этапе — этапе Св. Духа. И совершить его способен лишь отдельный человек, независимо от того, в каких внешних условиях он находится. Лишь из того, что в таком смысле будет возникать в Я людей, можно будет теперь строить в Антропософии что-либо совместно: духовные, социальные, деловые и иные отношения. Никакой Форштанд, никакой руководитель, а тем более хаос и низость души не помогут нам делать Антропософию, а только развитие души сознательной.


В течение следующих пятидесяти лет методология Антропософии будет все более захватывать умы и сердца людей. Благодаря ей они смогут не только постигать, но и творчески развивать Антропософию, все интенсивнее и полнее пронизывая ею культуру и цивилизацию [* Если те все-таки не похоронят себя], а сами идти путем посвящения через познание.


Сколько их будет, таких антропософов, заранее сказать никто не может. Не знаем мы пока и о том, какой облик приобретет окружающий нас мир. Ясно лишь одно, что и далее работать антропософски, взращивать в себе свободную индивидуальность будет необыкновенно трудно.


Когда же придет четвертый период развития Антропософии (он продлится до конца столетия), она вступит в фазу своего "созерцания" — полного отождествления с окружающим миром: с "воздухом", "теплом", "светом" культуры и цивилизации. В тот период, говорит Рудольф Штайнер, в разных местах Европы начнут появляться строения, напоминающие наш первый Гетеанум.


На пути в тот, смеем надеяться, светлый период Антропософии будем постоянно помнить о том, что "будущее Земли неразрывно связано с Антропософией. Если у нее нет будущего, то его нет и у всего человечества". (ИПН. 259, S. 310.)




Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru