Развитие после пубертета

RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Авторский раздел

Именной каталог

Бернард Ливехуд

Фазы развития ребенка

Развитие после пубертета

   V.    Развитие после пубертета

Описанию пубертатного периода следовало бы предпослать обсуждение сущности сексуальности в рамках представленных здесь взглядов на развитие ребенка. Но мы хотим осветить эту проблему в следующей главе, а здесь описать дальнейшее развитие ребенка, не предпосылая им подобных основополагающих рассмотрений.

Для этого следует коснуться еще нескольких явлений препубертатного периода, которые мы не обсуждали.

Во время уже упомянутой фазы физического созревания в душе ребенка возникает сексуальная проблема. Физические изменения, которые девушка замечает у себя и у своих подруг, ведут к физиологическому любопытству, которое можно назвать кратко любопытством, связанным с размножением как таковым. Прежде всего начинающиеся регулы как этап в жизни девочки создает вначале ореол таинственности миру, в который вступает ребенок. Для мальчиков события менее радикальны. Во-первых, они наступают на год-два позже, чем у девочек. С другой стороны, первая эрекция и первая поллюция вначале не производят большого физиологического впечатления. И все-таки и мальчики на тринадцатом-четырнадцатом году переживают период физиологического любопытства, во время которого они хотят знать, как осуществляются органические функции.

В этот период сексуальность имеет непосредственное биологическое значение, и в сновидениях детей этого возраста возникают неприкрытые сексуальные действия и символы, чаще всего вызываемые причинами органического порядка.

В этот период зачастую возникают всякого рода "скабрезные компании", как назвал их один педагог. Так, игры в индейцев превращаются в раздевания, причем мальчики и девочки разглядывают друг друга; или начинается определенного рода переписка между мальчиками и девочками старших классов основной школы или соответствующей средней ступени средней школы. Все эти явления не заходят далеко и не имеют особого значения. В большинстве случаев оказывается, что причиной таких происшествий является педагогическое руководство, не соответствующее данному периоду, которое не может дать детям достаточного содержания для их активности и фантазии. Терапия чаще всего очень проста: сделать строго-снисходительное замечание и одновременно увлечь детей воодушевляющей рациональной деятельностью, вовлечь в сообщество. Хуже всего, когда испуганные педагогические авторитеты пытаются искоренять эти "грехи" и тем самым превращают "физиологические заблуждения" в мрачное событие детской жизни. К счастью детей, большинство таких заговоров не раскрываются. Нормальный ребенок быстро преодолевает это, когда упомянутое первое любопытство удовлетворено. Потому что половое созревание наступает быстро, и в конце концов ребенок оказывается перед такими большими проблемами, что период предшествующего сексуального любопытства быстро забывается. После этого сексуальность годами продолжает оставаться проблемой, которая существует, но вовсе не является самой значительной из множества проблем, с которыми приходится иметь дело ребенку.

Пубертет несправедливо постоянно называют "половой зрелостью". Тем самым на первый план неправомерно выдвигается и поэтому неправильно освещается одна сторона многообразных событий.

Рудольф Штайнер предложил в своих педагогических докладах заменить слово "половая зрелость" на "земную зрелость". Это действительно подходящее выражение. В этом возрасте ребенок пробуждается не только для реальности другого пола, но и для реальности всей Земли, при этом разделение полов является лишь скромной частной сферой.

Пубертет — это огромное драматическое событие в детской жизни. Рихард Вагнер дает в своем "Парсифале" образ, заставляющий задуматься о драматизме возмужания. Парсифаль, войдя невинным ребенком в замок Грааля и будучи снова изгнанным из него, так как он не задал вопроса как "невинный глупец", попадает в волшебный сад Клингзора. Декорация изображает фантастический ландшафт с огромными разноцветными экзотическими цветами. Когда Парсифаль освобождается от очарования, Клингзор кидает в него копье, которое Парсифаль ловит рукой. В этот момент раздается гром. Внезапно становится темно. Весь волшебный мир рушится. Вслед за этим Парсифаль оказывается один посреди мрачных, безотрадно одиноких скал. В этом безотрадном одиночестве он должен найти самого себя, чтобы позднее снова найти путь к замку Грааля.

Это происходит в начале пубертета. Яркий, многоцветный мир ребенка рвется на куски, и молодой человек вдруг видит себя в пустом, мрачном мире так называемых голых фактов. Этот момент, один из самых драматических в "Парсифале", может глубоко тронуть зрителя. Через него проходит в жизни каждый человек.

Одиночество является лейтмотивом нубертета. В дневниках, так характерных для этого времени, можно снова и снова найти мысль: "Никто меня не понимает, никому не было так одиноко, как мне."

Из этого одиночества ищут путь к другому человеку, к сообществу Грааля, если остаться в мире образов "Парсифаля". После анализа, разделения наступает период синтеза. Поиск его господствует в стремлениях последних семи лет перед взрослостью. В конечном счете, синтез человека и мира находят, лишь познав силу, постоянно присутствующую там, где двое находятся вместе во Имя Его.

Неуравновешенность периода пубертета связана с этим чувством одиночества. Снова и снова с потрясающей силой оно вторгается в мир чувств. Иногда оно преодолевается миром детских иллюзий. Это удается все меньше. Все чаще приходится искать других путей, чтобы заполнить мрачную пустоту собственной души. Молодой человек ищет пожилого друга, который поймет его в его одиночестве и протянет ему руку, чтобы вывести его из его лабиринта смятенных чувств.

Выражение "половая зрелость" заставляет предположить, что молодой человек этого периода желает найти спасение в своем ровеснике другого пола. Но это вовсе не так. Как уже говорилось, сексуальность, игравшая роль в период, предшествовавший пубертету, оттесняется на задний план, и юноша ищет старшего товарища, девушка — старшую подругу, перед которыми можно излить свою душу и почитать их с новым пылом. Все ищут друга-руководителя. Гетеросексуальность отступила на задний план. На передний план выходят эротические наклонности. "Любовь мальчика" в греческой культуре была еще общественно признанным фактором. В этом периоде коренится нынешнее "товарищество" в спорте, студенчестве и в военной службе.

Этот временный физиологический период ни в коем случае нельзя смешивать с гомосексуальностью. Хотя нельзя не признать, что во многих случаях "скрытой гомосексуальности" играет роль задержка в пубертатном периоде.

Пубертет это та фаза, в которой начинается поиск новой роли в гораздо более обширном мире. Где я, каково мое место в целом, как меня оценивают другие — все это новые вопросы.

Это поиск собственной идентичности. Если это не удается, мы можем наблюдать после пубертета либо уход в себя, либо растворение в компании. Последнее связано с тем, что обретение себя в сообществе предусматривает "собственную ценность".

Бегство в стадность в различных социальных обстоятельствах может принимать самые противоположные формы. Но оно всегда оказывается следствием неудавшегося обретения "своего Я".

Вторая проблема встает при попытке найти новое отношение к сексуальности, возникающей вначале в биологическом аспекте. Теперь надо найти определенную форму "интимности". Вследствие этой интимности "секс" становится "эросом", то есть лично прочувствованной силой в межличностных отношениях. Там, где эта активность не возникает, следствием становятся не только одиночество и отчуждение в отношении другого пола, но и в отношении других социальных связей, таких как профессия и круг друзей.

В интимной сфере внешний мир вновь становится состоявшимся внутренним миром, с которым "Я" молодого человека может установить связь.

Неограниченный авторитет как педагогический принцип изживает себя с наступлением пубертатного периода. Молодой человек хочет признавать старшего в дружбе как ведущего. Много огорчений возникает в семейной жизни, если родители продолжают занимать авторитарную позицию и после возмужания и не превращают ее в дружеское руководство. Ребенок по праву ощущает авторитет как оскорбление своей личности.

Уже было указано на то, что ребенок ищет нового синтеза с миром как выхода из своего одиночества, которое впервые полно и совершенно ощущается в пубертатный период.

В первые семь лет ребенок еще образовывал единство с миром, который был частью его собственного существа. Во втором семилетии произошло постепенное разделение "Я" и мира, превратившееся на четырнадцатом году в одиночество пубертатного периода.

Новое соединение "Я" и мира, к которому стремятся, должно быть вполне осознанной, самостоятельно осуществленной связью.


Юноша с 14 до 16 лет

Поиск мировоззрения


Первая область, в которой происходит поиск синтеза, это мышление. Мышление вновь активизируется. Ребенок ищет образ мира, в котором он является частицей в центре космической всеобщности. Для мальчика, который в этот период устремляется вовне, вся Земля, даже Вселенная со всеми ее явлениями, становятся областью бесконечных исследовательских экспедиций. В зависимости от уровня развития круг объектов его интереса может быть более или менее многообразным.

Мальчик 20-го столетия опирается в этот период прежде всего на мир техники. С ошеломляющей уверенностью он движется в царстве электричества, которое для старшего поколения скрывало еще много тайн. Ему нетрудно собрать действующую радиоаппаратуру. В двигателях нет никаких загадок. Проведение мелкого ремонта в доме скоро становится для него слишком детской забавой.

Большинство испытывает еще глубокую потребность в изучении тайн Космоса. Предмет "космография" является вожделенным. Я еще помню то разочарование, которое пережил, когда этот урок оказался состоящим из вычисления точек между воображаемыми горизонтами. К счастью, Фламмарион получил возможность удовлетворить жажду познания.

Так юноша формирует у себя естественнонаучное мировоззрение, которое предлагает ему современная культура. В этом возрасте оно его полностью удовлетворяет. Он ощущает свое родство с восторженными естествоиспытателями, развившими это мировоззрение во второй половине 19-го века.

Охотно читаются книги об исследовательских экспедициях в чужие страны. У каждого мальчика бывает период, когда он сам хотел бы стать путешественником и в какой-то мере становится им во время каникул.

Это возраст, когда каждый мальчик желал бы стать летчиком или моряком, когда комната наполнена электрическими проводами, где самым дорогим сокровищем является старая батарея от автомобиля. С упорством и выдержкой, которые никогда не проявляются в школе, ставятся эксперименты, и жизнь идет между двумя полюсами, надеждой и неудачей.

Среди юношей наблюдаются две основные группы по интересам: большая группа с естественнонаучными и меньшая с литературно-гуманитарными интересами. Обе группы проявляют свою активность в издании журналов и написании статей.

Так мне попался на глаза ежемесячник, издававшийся в трех экземплярах в машинописном виде и циркулировавший среди студентов. У него было внушительное название "Phisica et Natura, ежемесячник точных наук и биологии". Статьи, сочиненные тремя друзьями четырнадцати и пятнадцати лет, имели типичные признаки произведений периода пубертета. Случаи из жизни знаменитых первооткрывателей и изобретателей, маленькие статьи, в которых рассматриваются принципы неоновых и рентгеновских ламп и т. д., наряду с сочинениями о грибах и дикорастущих растениях.

Все было собрано с воодушевлением и рвением, но совершенно в стиле гимназического сочинения и с тем же лексиконом. Здесь полностью отсутствовал элемент литературного чутья. Именно энциклопедический характер, восторженное отношение к знанию и понимание фактов как таковых типичны для позднего пубертатного периода.

В других гимназических журналах преобладает литературная продукция, которая, однако, всегда принадлежит отдельным постоянным сотрудникам. Я сам помню, как, будучи '"редактором" газеты старшеклассников, должен был под четырьмя различными псевдонимами заполнять различные рубрики. Среди добрых шестисот учеников едва нашлось полдюжины литературно одаренных, которым бы стоило представить свои произведения общественности. Это доказывает, что даром литературного творчества обладает не более 1%. Об этом будет больше сказано при обсуждении дневника.

Хотя знание с энтузиазмом распространяется в современной жизни и взрослеющий юноша постепенно приобретает представление о месте своей личности в мире, в глубине души он еще далеко не удовлетворен расширяющимся кругозором. Мышление, осведомленность знают ответ на всевозможные вопросы жизни. На мгновения это может захватить и чувство. Но переживание человеком связи со своим непосредственным окружением еще не изменилось. Снова и снова ощущается пропасть, отделяющая юношу от его ближних. Все еще существует непонимание собственного внутреннего мира и невозможность даже намекнуть не это непонимание.

Под внешней бравадой и беззаботностью бьется одинокое, мягкое сердце, которое размышляет в тишине о несправедливой потере детского рая или возмущается жестокостью и грубостью мира, способного безжалостно причинять боль.

Из-за этого молодой человек чувствует себя неуверенно в общении с людьми. Он подобен линяющему раку, который, пока не затвердеет новый панцирь, похож на беспомощного моллюска. Девушки вдруг становятся для юноши непонятными. "Дерзкие девчонки" держат себя с ним с уверенностью превосходства, которая его всякий раз удивляет. Он краснеет, бледнеет и заикается в самые неподходящие моменты. Есть ли еще более беспомощное существо, чем здоровый парень 15-ти лет?

Только среди своих друзей он чувствует себя увереннее; с ними он может говорить об общих интересах. С ними он может помериться силами в спорте. Но как ему найти одного настоящего друга? Друга, который поймет его "при любых обстоятельствах", при котором можно обнаружить свою слабость, который произнесет спасительное слово с нежным юмором и подлинной любовью в моменты, когда наощупь ищешь опоры в жизни? Ему кажется, что он его нашел. Но друг разочаровывает и должен разочаровывать, потому что дружба может основываться лишь на взаимном одаривании. Юноша пятнадцати лет еще не может предложить ничего равноценного. То, что он выражает, всегда нечто иное, чем то, что он думает.

И все же в этом возрасте уже может возникнуть чудесная нежная любовь к девушке, которую он боготворит издалека. Эта любовь еще не является ничем сексуальным. В данный момент это ощущалось бы как осквернение. Возлюбленную боготворят издали как мадонну. Мимолетной встречи хватает на недели. Девушке вовсе не надо догадываться об этом. Юноша же часто испытывает глубокое страдание. На всем лежит нежный пласт меланхолии; также и в моменты величайшего восторга. Это неопределенная тоска по "голубому цветку" романтиков.

Этому не противоречит то, что юноша в другое время открыто "ходит" с девушкой. Конечно, он должен изображать перед друзьями взрослого и иметь подругу. Это тоже относится к всестороннему открытию мира. При этой спортивной дружески-развлекательной форме обращения редко затрагиваются более глубокие струны. Она является продуктом двадцатого столетия и подчиняется моде, как и ношение определенного фасона шляп или галстуков.

Вследствие всех этих противоречивых чувств и побуждений юноша не может говорить о своих глубочайших душевных муках. В противостоящем ему человеке он видит отражение недостаточности и смехотворности своих робких намеков. Из этих мук возникает дневник, который как продукт творчества так же типичен для периода зрелости, как строительство и рисование для маленького ребенка. Дневник становится спутником пубертатного периода. Для девочек ведение дневника начинается между 12-ю и 15-ю годами и практически заканчивается в 19-20 лет. Для мальчика дневниковый период начинается между 13-м и 14-м годами и заканчивается часто уже на 18-м году. Вершина ведения дневника приходится у мальчиков на период между 16-ю и 18-ю годами, а у девочек между 15-ю и 17-ю годами.

Отсюда мы видим, что ведение дневника начинается уже в пубертатный период. В это время он главным образом играет роль выпускного клапана для собственного отчаяния. Это невидимый друг, который не противоречит и постоянно терпеливо выслушивает. Так дневник становится заменой настоящего друга, который еще не найден. Для него или для нее пишется дневник. На бумаге, которой доверяют, лежит невидимый взгляд. Это взгляд собственного высшего "Я", непосредственного водителя по земной жизни. В этот период его еще ищут вовне и лишь намного позже находят в самом себе. Ощущение близости "Я", бессилие понять его, связанное с невозможностью найти дорогу к другим людям, является причиной сильного ощущения одиночества, выражаемого в дневнике.


Юноша в возрасте от 16 до 18 лет

Религиозные стремления


На вершине дневникового периода мальчики и девочки преодолевают непосредственно пубертатный период и вступают в следующую фазу. В ней жизнь чувств ищет синтеза с миром. Благодаря этому дневник приобретает совершенно другой характер. Художественный элемент преобладает. Небольшие стихи, ритмическая проза и сочинения рассматривают чувства, вызываемые природой, неопределенные религиозные чувства и любовь на расстоянии. Чем меньше отвечают на любовь, тем глубже творения. Спортивная подруга при этом редко является поводом для пламенных сонетов.

Если в последующие годы мировоззрение юноши расширяется, он сам в какой-то мере находит свое место в новом мире, тогда поиск синтеза может проникнуть в более глубокие слои душевной жизни, чтобы, наконец, там и осуществиться.

Мировоззрение, которое юноша сформировал под влиянием своего окружения, ясно показало ему, что он отрезан от других людей и от высшего духовного мира. Человек двадцатого века чувствует себя ничтожной пылинкой в бесконечном пространстве. Но душа не может жить с этим представлением. Поэтому синтез "я — мир" становится теперь синтезом "я — человек", "я — сообщество", "я — Бог".

Чувство жило двойственной жизнью, часто не доходящей до сознания. Этот дуализм обусловил на девятом и десятом годах жизни беспокойство и в пубертатный период приобрел невыносимую интенсивность. Она вызывала депрессии, мировую скорбь, а в экстремальных случаях даже самоубийство.

К этому времени на 16—17-м году жизни примыкает поиск религиозной связи с ближними и с Богом. Он может принимать многочисленные формы. Они могут иметь также агрессивно антирелигиозное содержание и все же быть религиозного свойства. Их постоянно ищут в сообществе. Если настоящая встреча не удается, сообщество легко превращается в банду. Собственное "Я" удовлетворяется лишь тогда, когда чувствует связь с другими "Я". Молодой человек, который так долго был направлен на себя самого, ищет "мы". Возникает все большее стремление переживать что-либо вместе с другими. Радость возникает от сознания надежности в сообществе, возникающего от того, что разные люди в одно и то же время ощущают одно и то же. Оно придает собственным переживаниям глубину и силу. Но это довольно слабая основа для длительной общности, и наступает разочарование. После поездки во время каникул, лагеря, дискуссии внутренняя уверенность исчезает. Желают новой встречи, новой временной поддержки. Поэтому молодежь так охотно собирается вместе, чтобы все снова и снова обсуждать и делать одно и то же.

Для пожилых людей может быть разочарованием констатировать, сколь мало зачастую способствует продвижению вперед множество встреч, в которых больше говорят, чтобы послушать друг друга, чем чтобы решить проблемы. Существует даже явное нежелание принимать решения; потому что решения сделали бы ненужными дальнейшие обсуждения. Но для юношества важно пребывание вместе, совместный поиск и настойчивость в поиске. Кто видит и понимает, что за бесконечной болтовней живет жгучая тоска по общности, терпеливо и незаметно способствует чувству общности, постепенно создавая основы для более глубокого единения. Более глубокая общность может вырасти лишь в течение жизни, где человек нашел в своем "Я" связь с сущностью жертвы, вершиной которой является жертва Христа, и действительно может создать основу для христианской культуры.

Это период активного религиозного поиска, который так характерен для периода после пубертета. Ищут и ощущают религиозный идеал с интенсивностью и безусловностью, которая никогда в жизни не возвратится как естественное душевное стремление. Даже самый закоренелый материалист часто оглядывается, смеясь, на этот период, когда религия и поэзия еще могли "тронуть его незрелую душу".

Для многих этот период означает бурное пробуждение к жизненным ценностям, сопровождающим их в дальнейшей жизни, чтобы стать в течение ее личными ценностями. Для других это период романтики, в который как в средние века сражаются на турнирах и убивают драконов в честь далекой девы.


Молодой человек с 18 до 21 года

Подготовка к профессии


После восемнадцатого года в тех случаях, когда было возможно более продолжительное школьное образование, встала необходимость выбора профессии. Время взросления заполнено подготовкой первых шагов в процессии. Для большинства тех, кто уже после 14-го года в конце пубертета должны выбрать профессию, настоящий выбор невозможен. Опыт показывает, что большая часть этих молодых людей уже к 21-му году один или несколько раз меняет профессию.

Готовясь к профессиональной деятельности, человек по своей воле включается в социальную жизнь. Воля претерпевает, наконец, свою последнюю метаморфозу. Осуществляется синтез человек-общество, опирающийся на мировоззрение, сформированное идеалами, проснувшимися в мире чувств. Он проявляется в профессии, в работе внутри общества. Молодой человек привносит в общество свои идеалы, стимулируемый волей. Он чувствует себя ответственным за будущую социальную структуру.

По-другому просыпается чувство ответственности. Период дружбы как помощи в собственном душевном смятении прошел. Молодой человек обращается к избранной им молодой женщине. При этом для него важно не только удовлетворение своих сексуальных потребностей, но и основание семьи, в которой могут осуществиться его социальные идеалы. Семья должна нести ответственность за воспитание будущего поколения.


 Девушка после пубертета


До сих пор мы сопровождали юношу в третьей фазе его развития. Теперь следует описать развитие девушки.

Уже указывалось на то, что девушка скорее созревает физиологически, чем мальчик. В то время как у мальчика процесс созревания совпадает с психологическим пубертетом и оба завершаются в среднем между 14-ю и 16-ю годами, у девочек эти процессы протекают раздельно.

Физиологическое созревание, половое созревание наступает уже между 12-ю и 14-ю годами. Психологическое созревание, "земная зрелость", осуществляется между 14-ю и 16-ю годами. Оно известно как время "девочек-поростков".

Что типично для этого подросткового периода? Мальчик в определенное время обращает свое стремление на внешний мир, который он хотел бы понять технически. Интерес, направленный на внешний мир, совпадает с его жизненной задачей как мужчины. Задача женщины другая.

Мужчине, завоевывающему внешний мир и овладевающему им, противостоит женщина, проникающая в глубины души и владеющая ими. Так девочка в период созревания направляет взгляд в первую очередь не в Космос, а в неизведанные глубины души человека. Человеческие отношения, душевные порывы вызывают ее жгучий интерес. Она видит, переживает и сострадает всему, что происходит вокруг нее с людьми. Она безудержно противопоставляет свое чувство всему ввергающему в смятение, что она познает в мире вокруг себя. При этом она так же сильно ощущает одиночество, может быть, даже глубже, чем мальчик. Он живет между полюсами собственного одиночества и счастьем познавания мира. Девушка гораздо больше живет своими собственными переживаниями. Мир, который она хотела бы завоевать, это мир человеческой души.

Все это дает причудливый образ девочки-подростка. Созревшая физически, с поразительной проницательностью и интуицией в человеческих делах, но без собственной основы, без собственного прибежища. Как и мальчик, девочка начинает поиск. Девушка ищет близкую подругу. В это время проявляется одиночество собственной души. Легко ранимая, сверхчувствительная, мечтательная и отчаивающаяся, сияющая и всхлипывающая, мудрая и глупая, с внешней уверенностью и внутренними сомнениями, всему сопереживающая и все-таки одинокая... такова психология девочки-подростка! Еще меньше, чем у мальчика, чувства могут быть высказаны другим. В абсолютном одиночестве поэтому перо доверяет молчаливой бумаге то, что переполняет сердце. Девочки еще больше, чем мальчики, ведут дневник и при этом занимаются литературным творчеством. Они хотят зафиксировать свои впечатления от природы; потому что бессознательно чувствуют, что для них важны явления внутреннего мира. И мальчик делает это время от времени. Но порой считает, что все это только болтовня. В этот период самоанализ у мальчика приобретает сильного конкурента в жизненности восторженного стремления к завоеванию.

Из-за того пути развития, который проделывает девочка, она взрослеет намного быстрее, чем мальчик, в человеческом смысле. Девочка с 16-ти до 17-ти лет является более зрелой. Она живет в сознании своего человеческого превосходства. В сравнении с ней мальчик от 16-ти до 17-ти лет рохля. В общении со сверстниками девочка является ведущей. Она требует за свою доброту в обращении с мальчиками всевозможных услуг. Она капризна и кокетлива, но никогда не показывает своей собственной неуверенности в дружеском общении. — В шестнадцать-семнадцать лет и для девочки наступает углубление в синтезе чувств. Девочка-подросток знала и могла многое такое, чего сама не испытала. Теперь для нее начинаются самостоятельные переживания. Религиозное чувство глубоко и сильно. Оно не отвлекается внешними факторами. Знания прежних лет дополняются человеческой мудростью, позволяющей браться за задачи, для которых мальчики еще не созрели. Но было бы ошибкой считать 18-летнюю девушку вполне взрослой в социальном отношении. Несмотря на большую зрелость и глубину, чем у мальчиков того же возраста, все ее стремления и ее идеализм явно далеки от жизни. И она должна пройти последнее созревание воли, в котором должны быть испытаны ее идеалы, которые станут социальной действительностью. Девушка должна более или менее наверстывать то, что завоевал себе мальчик до этого. Это постоянно остается в женской психике слабым местом. Всю свою жизнь женщина будет судить об окружающем на основе своего собственного опыта. Мужчине легче подчинить свой собственный опыт научным и социальным воззрениям.

С учетом изложенного тот факт, что значительная часть девушек в возрасте 15-ти лет идет на фабрики, оказывается социальным злом. Там их используют как дешевую рабочую силу, чтобы через несколько лет уволить и заменить более молодыми.

В возрасте, когда девушка формирует свое мировоззрение, она приходит на фабрику. К каким мыслям придет молодая женщина, будущая хранительница очага? К представлению об эксплуатации и производственном "применении" — ведь в юности человек неосознанно видит все очень остро и, столь же неосознанно, очень резок в своих оценках.

Перед взрослостью эти девушки оказываются на улице. Они вышли из-под надзора семьи. Они привыкли тратить собственные деньги. Они глубоко затаили гнев, так как чувствуют, что были не в состоянии развиваться в те годы, которые могли бы иметь решающее значение для их дальнейшей жизни. Их единственной целью в жизни остается быстрее найти себе мужа. Но эта ошибка мстит за себя в лице матери семейства. Новое поколение не получает в первые годы своей жизни той веры в жизнь и той жизнерадостности, которые ему необходимы.

Эта педагогическая ошибка питает глубокую неприязнь рабочих к так называемому высшему классу. С полным правом рабочий, пришедший на фабрику на пятнадцатом году жизни, чувствует, что его человеческим развитием пренебрегли. Он чувствует, что не смог в подходящем для этого возрасте развить часть своей человеческой сущности. Никакие будущие курсы повышения квалификации не смогут восполнить ему того, что было упущено в эти годы.

Здесь мы коснулись пункта, имеющего широкое социальное значение. Там, где на первый план выступает проблема свободного времени вследствие механизации, рабочий начинает думать о себе как о человеке. Тогда он чувствует, что получил возможность развить только две трети своего существа.

Может быть, он стремится к другим вещам, но в действительности он требует возможности стать совершенным человеком. Для этого следует основательно заняться проблемой народной педагогики для возраста после 14-ти лет. Но это можно сделать не путем введения восьмого и девятого года обучения, в которых только пережевывается старая пища, а лишь благодаря совершенно новой форме воспитания, исходя из психологических потребностей этого возраста.

Описание последнего периода развития на этом закончено. Схема развития  должна облегчить общий обзор.

Таблица  4.

0-2 года Период органочувственного восприятия. Выпрямление - ходьба - речь (облик грудного младенца)  
  Мышление Чувствование Воление
с 2-х лет  Развитие мышления.Ассоциирование содержания восприятий. Переход от облика грудного младенца к облику маленького ребенка.       Период
 физио-
логической
 зрелости. 
с 4-х лет   Развитие чувствования,творческая фантазия, облик маленького ребенка (1-ое наполнение).  
с 5 1/2 лет      Развитие направленной воли. Школьная зрелость. Переход к облику ребенка школьного возраста (1-ое вытяжение).
с 7 лет Метаморфоза мышления. Замкнутый мир мыслительных "образов". Облик ребенка школьного возраста.     Период
психической
зрелости
c 9 лет   Метаморфоза чувствования. Пробуждающаяся критика. Обособление"я" от внешнего мира. (2-ое наполнение).  
с 11-12 лет         Метаморфоза воли, препубертет (2-ое вытяжение).
с 14-ти лет Синтез мышления. Образ мира. Половая зрелость.     Фаза
социальной
зрелости
с 16-ти лет   Синтез в чувствовании. Религиозные устремления. (3-е наполнение)  
с 18-ти лет     Синтез в волении. Социальная ответственность. Профессиональная подготовка. Созревание в мужчину и женщину.

  



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru