RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

7. НАУКА ПОСВЯЩЕНИЯ

II. ПРИНЦИПЫ ДРЕВНЕГО И НОВОГО ПОСВЯЩЕНИЯ

2. Дохристианский путь посвящения


     41
. Древняя индийская культура соединяла оба пути (нижний и верхний) в духовный мир. Это было обу­словлено еще довольно высокой степенью ясновидения людей, способностью пользоваться эфирным мозгом, эф.телом, которые еще выделялись за границы физ.тела. Др.индус говорил себе: я иду вовне; с другой стороны, я иду вовнутрь, а прихожу к одному — к Единому. Но уже со 2-й культуры пути раздваиваются, духо­вный мир исчезает от взора людей. Древний перс шел вовне и говорил: я прихожу к Ормузду. Он шел внутрь себя и говорил: я прихожу к Митре. И эти пути уже не сливались для него в единство. Хотя он чувство­вал, что они должны соединиться. Поэтому он говорил о неведомом пра-Боге-Заруана-Акарана. Восходя вверх, посвященный Заратустры видел высшие сферы духа, Духа Солнца, трон, который окружен служителя­ми-вестниками — Амшаспандами. Они являются как бы управителями отдельных частей царства Аура Маздао. Им, в свою очередь, подчинены другие существа — Изет, или Изафат. Наконец, перс видел еще более низ­ко стоящих существ — фраваши. Они непосредственно окружают человека и являются мысле-существами. Об­ращаясь внутрь себя, древний перс наталкивался на эф.тело, более полно совпадающее с физ.телом, чем у древнего индуса. Он уже не мог пользоваться им, но — телом ощущений. Поэтому он не видел высшего единства. Он мог видеть лишь астрально. Но тело ощущений связано с душой ощущающей, которая тут же приходила в действие. Пользоваться же ею приходилось в том неразвитом состоянии, в котором она тогда находилась.
     "Поэтому древний перс ощущал: когда тело ощущений, уже выработанное, восходит к Аура Маздао, то при этом присутствует душа ощущающая, что опасно, ибо когда она открывает свои ощущения, те погружаются в те­ло ощущений. Душа ощущающая содержит в себе древнее люциферическое искушение, которое пришло не извне, к чему у люциферических духов нет способности, а изнутри. Таким путем они воздействуют на тело ощущений. Так воспринимал древний перс действие души ощущающей на тело ощущений, которое как бы пред­ставляло собой освещенное из внешнего мира отображение того, что с древних времен действовало в душе ощущающей. Это есть, если посмотреть изнутри, то, что называется действием Аримана, действием Мефис­тофеля. Поэтому перс чувствовал себя стоящим перед двумя силами. Если он смотрел на то, чего можно до­стичь, направляя взор вовне, то созерцал Мистерии Аура Маздао, если же взор направлялся вовнутрь, то с помощью тела ощущений, благодаря действию Люцифера в нем, человек оказывался перед врагом Аура Маздао, перед Ариманом". Если же человек шел вовнутрь с очищенной, развитой путем посвящения душой ощущающей, то приходил к исполненному света царству Люцифера. Его называли Бог Митра. Поэтому те Мистерии Персии, которые заботились о внутренней жизни, назывались Мистериями Митры.
     Также и в египто-халдейскую культуру было два пути в духовный мир, и было ощущение, что они должны сходиться в единство. Но это ощущение было еще более смутно, чем у персов. Последние в этом случае говорили о Заруана-Акарана как о существе высшего единства. Халдеи называли его Ану. То, что стояло близко к человеку, будучи тенью высшего, они называли Апасон. Сформированным из Жизнедуха следует мы­слить следующее существо — Тауф. Других существ они называли Моймис — существ, имеющих нижним членом Самодух. Такова была в их воззрении высшая троичность, стоящая над человеком. Они также понимали, что эта троичность открывается им в своих нижних членах, высшие же ее члены были сокрыты от них. Потомком Моймис, происходящим из сферы существ огня, самости, почитался Бел, тот Бог, который рассматривался как создатель мира и Бог народа.
     На пути к духу через внутренний мир халдеи встречали существо, позже называвшееся Адонисом. Путь этот был доступен (из-за его опасности) только посвященным. Переживания тех посвященных были подобны переживаниям современных посвященных. Посвященные халдеи должны были на своем пути встретить два пе­реживания. На внутреннем пути они должны были пережить встречу с Иштар, принадлежавшей к добрым лун­ным богам. Это существо стояло на Пороге, переступаемом на пути из душевного в духовный мир. С другой стороны, переступая порог мира внешних чувств, посвященный встречал другого стража — Меродах, или Мардук, которого можно сравнить с Архангелом Михаэлем. Через эти две встречи человек переживал то, что сим­волически ощущают и сегодня: ему подносилась сияющая чаша, что означает: человек научался первому употреблению цветов лотоса. У египтян все это происходило несколько иначе, но во многом подобно.
     В новое время возникла необходимость верхний и нижний пути посвящения соединить. Для этого нужен был соединительный элемент. Этот элемент пришел из Ура Халдейского. Там было взято откровение, при­шедшее извне, затем это пошло в Египет, восприняло идущее оттуда и соединило то и другое так, что впервые, предварительно в Существе Ягве выступил свет Христа, Который соединил оба пути. "Так в Ягве, или Иегове, выступает Божество, находимое на внутреннем пути, но видимое не благодаря самому себе, а будучи освещенным извне" светом Христа. 113 (8)




     42
. Нижний путь (через внутреннее) к духу идет через борьбу с собственной душой, символизированной в огненном драконе (изрыгающем огонь). Верхний путь символизируется в виде пасти медведя (волка), куда герой запускает руку и теряет ее: течет кровь чрезмерного "я", чрезмерного эгоизма. В "Тайнах" Гете эти символы даны в виде двух групп по 6 человек, как представителей двух путей. 113 с. 211-212




     43
. "Когда говорится, что некоторые из высоко духовных существ, как, напр., Зигфрид, делали что-ли­бо в смысле должного и недолжного, то можно услышать: а ведь он, как говорят, был посвященный. Но для таких личностей, как Зигфрид, через которых действует духовная сущность, их личное развитие имеет иной смысл: Зигфрид может делать ошибки, но иное дело — вклад в развитие человечества. Для этого из­бирается наиболее подходящая личность. О Зигфриде нельзя судить так же, как мы судим о личности руко­водителя человечества, принадлежащего к южному потоку; ибо у того, кто погружается в свое собственное существо, все протекает совершенно иначе. Следовательно, можно сказать: духовная сущность пронизывает северных водителей человечества и возносит их из пределов их собственного существа в дали Макрокосма. В южных культурах человек погружается в микрокосм; в северном потоке культуры он изливается в Макрокосм и достигает познания духовных Иерархий, как, напр., 3аратустра познал духовную природу Солнца".
     "Внутренний путь, путь Будды, ведет через собственное существо человека к преодолению внутренних границ, отделяющих его от духовного мира. Путь Заратустры вырывает человека из микрокосма и изливает его в Макрокосм, где открываются тайны Великого Космоса". 125 (5)




     44
. В северных Мистериях, как и в южных, для выхода посвящаемого в Макрокосмос было необходимо "иерофанту иметь 12 помощников, отдававших свои силы посвящаемому, дабы он обрел способность действи­тельно развить тот род мыслей и чувств, которые были необходимы, чтобы пройти через лабиринт Макрокосма". 123 (7)




     45
. "Когда было разрушено древнее кровное родство, то в Мистериях появилось нечто особенное. Что ранее достигалось через кровное родство, теперь в высоких Мистериях достигалось с помощью двух опре­деленных духовных препаратов. В малых Мистериях для этого было два внешних символа ... хлеб и вино". 97 (24)



2. Дохристианский путь посвящения

     46. "Все посвящения дохристианских времен были таковы, что они доходили лишь до самой внешней гра­ницы физ.тела, не касаясь его сил; соприкосновение совершалось лишь постольку, поскольку вообще внутренняя структура касается внешней ... никогда смерть не была преодолена фантомом". 131 (7)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru