2. Космическая интеллигенция

RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

7. НАУКА ПОСВЯЩЕНИЯ

XI. АРХАНГЕЛ МИХАЭЛЬ

2. Космическая интеллигенция

2. Космическая интеллигенция

    
1233. "Видеть, как Михаэль стоит в воинстве Архангелов как большой оппонент (другим шести Архангелам), — это колоссальное, возвышенное видение, нечто подавляюще грандиозное. И всякий раз, как наступало время Михаэля, на Земле было так, что интеллигенция, как средство познания, была не только космополитической ... но люди могли проникаться сознанием: мы однако же можем восходить к Божественному.
     Это "мы однако же можем восходить к божественному" играло бесконечно большую роль в конце пре­дыдущей эпохи Михаэля. Тогда повсюду существовали исшедшие из Греции места древних Мистерий, и по­всюду в них царила атмосфера уныния. Впали в уныние в Нижней Италии, в Сицилии последователи древ­ней Пифагорейской школы, ибо тот волшебный блеск, который некогда, в VI дохристианском столетии, царил над Пифагорейской школой, померк. Стало видно — также и посвященным в Пифагорейские Мистерии, как распространяются в мире иллюзионисты, материалистические иллюзионисты.
     Были приведены в уныние дочери и сыновья древних египетских Мистерий. Да, эти египетские Мисте­рии, они уже во времена Александра впали в такое уныние, что, я бы сказал, содержали в себе лишь нечто подобное шлакам древнего удивительного металлического плавления (расплава), того глубокого учения, каким оно выражалось в сказаниях об Озирисе или в обращении к созерцанию Сераписа. А далее, в Азии, куда делись те мужественные, потрясающие восхождения в духовный мир, что имели место в Мис­териях Дианы в Эфесе? И Самофракийские Мистерии, существа Кабиров, их могли теперь расшифровывать только те, кто в самих себе находил импульс к взлету, к высшему; лишь организованные таким образом в своей душе могли расшифровывать облака курений, что исходили из Аксиэроса или дру­гих Кабиров.
     Повсюду наступило уныние. Повсюду выступило ощущение, я бы сказал, того, что в древних Мистери­ях стремились преодолеть, когда обращались к тайне Солнечных Мистерий, являющейся, собственно, тай­ной Михаэля, — повсюду выступило ощущение: человек не может восходить!
     То время Михаэля было временем большого испытания. Платонизм, по сути говоря, был лишь неким ро­дом водянистого экстракта древней сути Мистерий. Из этого экстракта затем через Аристотеля было из­влечено интеллектуальное, а Александр взвалил это на свои плечи.
     Это было тогда словом Михаэля: человек должен прийти к пан-интеллигенции, к постижению Божест­венного на Земле в безгрешной форме. Повсюду должно быть распространено лучшее из всего того, что только можно собрать по местам приходящих в уныние Мистерий с их средоточием в Александрии. Это был Импульс Михаэля. И именно в этом состоит отношение Михаэля к другим Архангелам: он протестует силь­нейшим образом против падения человека.
     Но это также является тем, что составляет важнейшее содержание его учения, которое он сообщал своим ученикам в той сверхчувственной школе, о которой я уже говорил. Это важнейшее содержание заключается в следующем: если теперь интеллигенция будет среди людей, если теперь интеллигенция удалится из ло­на михаэлитов и будет внизу, на Земле, то люди в эпоху Михаэля должны чувствовать, ощущать, что она должна здесь спасти себя, ибо она не должна постигаться греховным, поскольку эта эпоха будет ну­ждаться в интеллигенции для того, чтобы в чистой интеллигенции, свободными от иллюзий люди могли восходить к спиритуальной жизни.
     Таково настроение на стороне Михаэля в противовес настроению на стороне Аримана. ... Ариман сильно, сильнейшим образом напрягается и будет напрягаться, чтобы овладеть пришедшей в среду людей ин­теллигенцией, сделать людей одержимыми собой, чтобы в головах людей овладеть интеллигенцией". 237(8)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru