Взаимосвязь человека с элементарным миром GA_158

RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Взаимосвязь человека с элементарным миром GA_158

Рудольф Штейнер

 



ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА С ЭЛЕМЕНТАРНЫМ МИРОМ




"Калевала" — Олаф Эстесон — Русский народ (Лекции для русских) —  Мир как результат уравношенных действий




Семь докладов, включая открытый,

шесть выступлений и ответы на вопросы.

Ганновер, Гельсингфорс, Берлин, Дорнах

1912- 1913- 1914 гг.


(Издано на русском: 2001,  "Духовное познание", Калуга,

ISBN 5-88000-058-3 )

Перевод:   О.Погибин (лекции для русских), остальное - А.Демидов.



ПОДРОБНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


КАЛЕВАЛА


Открытый доклад,   Гельсингфорс, 9 апреля 1912  

Сущность национального эпоса   (с особым вниманием к "Калевале")


          Народный эпос как ключ к пониманию древнего мира. Илиада в рассмотрении Германа Гримма. Божественно-духовные импульсы в душе человека древности на примере Ахилла (Илиада) и Зигфрида (Нибелунги). Образы "Калевалы" и Сампо, христианские импульсы в конце "Калевалы" (Марьятта и ее сын). — Духовная наука о развитии человечества и становлении животных. Фантазия как ясновидческая сила в древности; человек как сосуд сверхчувственных сил. Ахилл и Зигфрид как представители древнего, Агамемнон и Гюнтер как представители нового человечества. Сокровища Нибелунгов, Брунхильда. Гнев Кримхильды и гнев Ахилла. — Первая ступень современного, пронизанного рассудком ясновидения. Созерцание собственного эфирного тела. Три члена внутренней душевной жизни (душа сознательная, рассудка или характера, ощущающая) и их оболочки (физическое, эфирное и астральное тела). — Вяйнямёйнен, носитель культуры, создатель астрального тела; кузнец Ильмаринен, преобразователь материи, творец эфирного тела; Лемминкяйнен, носитель сил любви, создатель физического тела. Сампо как образ эфирного тела и тем самым как носитель народности. Индивидуальное и общечеловеческое. Пример согласования духовной науки и народного эпоса (инструмент Вяйнямёйнена).


Первый доклад,   Дорнах, 9 ноября 1914   Связь человека с элементарным миром. Финляндия и "Калевала"


          Душевная троичность в отношении к единой душе. Освобождение сознания для троичности через действие Мистерии Голгофы на единую душу; подготовка через Скитианоса. "Калевала" как выражение ощущения тройственности душевных членов в финском народе; Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен как инспираторы трех душевных членов. — Ощущение единства души в славянском народе, оказавшемся под влиянием греко-византийской культуры: "руотси" (русские); их проникновение в финскую культуру. Подготовление христианства в финском народе через восприятие Божественного единства в троичность. Идентификация с ангелом, быстрое высвобождение эфирного тела и укрепление Михаэлической свиты, подготавливающей появление Христа в эфирном, после русской инкарнации. Сильное удержание эфирного тела и медленное его высвобождение после жизни в западном, к примеру, французском, теле. Россия и Франция: духовная борьба, физический союз. Физический план и духовный мир: отражение или противостояние?


Второй доклад,   Дорнах, 14 ноября 1914     Связь человека с элементарным миром. Финляндия и "Калевала"


         Создание физического тела эфирными силами: у народов Европы и Америки извне, у народов Азии и Африки изнутри. Земля как организм, как совокупность природных духов. Взаимодействие элементарных существ и эфирных сил европейца. Действие земного элемента на образование Я, водного элемента на душевное. Взаимосвязь трехчленности морского существа (Ботнический, Финский и Рижский заливы) и ощущения трехчленности души древними финнами (Вяйнямёйнен, Ильмаринен, Лемминкяйнен). Элементарные существа как инструмент народного духа; природные формы как выражение внутренней духовности; сравнение с архитравами Гетеанума. Сущностное и майя на примере Германа Гримма; о Швейцарии. "Морской дракон", инспиратор европейского человечества; противовес земного на Британских островах. Твердая земля как скелет элементарных сущностей. Конфигурация территории России во взаимосвязи с образованием Самодуха. Связь воды и земли в южной Европе: физиогномический взгляд на Италию, Грецию, Францию.


Третий доклад,   Дорнах, 15 ноября 1915     Связь человека с элементарным миром. Финляндия и "Калевала"


          Две важные истины нашего времени: душа принадлежит миру, лежащим позади чувственно-воспринимаемого, и идет от жизни к жизни. Проблески этих истин на примере книги Эмерсона "Представители человеческого рода". О Монтене. О "Геркулесе" Альбрехта Дюрера. Связь сущностных членов человека и элементов. Взаимосвязь Земли и человека как одухотворенных и одушевленных организмов в процессе эволюции.  — Финский народ как совесть европейского Востока. Формирование эфирного тела силами воды на Западе, формирование физического тела силами земли на Востоке в наше время. Кельтские импульсы (гении моря), действующие на эфирное тело, и романские (исторические импульсы) в европейском Западе (Франция). Импульсы водного и земного элементов в физическом теле средней Европы (Франция, саксы). Связь Центральной Европы и Британских островов: те же импульсы, в первом случае в физическом, во втором в эфирном телах; гармония в духовном мире, борьба на физическом плане.


МИР КАК РЕЗУЛЬТАТ УРАВНОВЕШЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ


Четвертый доклад,    Дорнах, 20 ноября 1914     Основное переживание  четвертой и пятой послеатлантических эпох


           Восприятие имагинативного мира эфирным телом. Чувство выделенности из физического тела как нарастающее ощущение человека. Два основных переживания человека: загадка Сфинкс греческой культурной эпохи (вмешательство Люцифера в процесс дыхания человека, его погружение в кровь; расширение эфирного тела); загадка Мефистофеля в наши дни (жизнь Аримана в нервных процессах; стягивание и подсыхание эфирного тела; Мефистофель как спутник человека, в скором времени уже с детства) .Теология как поиск истины через нервный процесс. Победа над Сфинксом благодаря образованию Я, над Мефистофелем благодаря наполнению Я духовным познанием. Хромоногость Эдипа; Фауст как Эдип наоборот. Эдип и Сфинкс, Фауст и Мефисто в отношении к Люциферу и Ариману.


Пятый доклад,    Дорнах, 21 ноября 1914     Борьба Люцифера и Аримана в человеческом организме


           О восприятии духовнонаучных истин. Материалистические предрассудки нашего времени: душевные процессы как сопровождающие явления физических процессов. — Переход от анатомически-физиологического к духовнонаучному мышлению как задача нашего времени. Человек как пространственное существо; действие Люцифера и Аримана в трех направ лениях пространства: (1) симметрия органов восприятия; состояние Я-ощущения в сечении. Человек как плоскостное су щество в равновесии борьбы Люцифера слева и Аримана справа; борьба между желудком (Люцифер) и печенью (Ариман). Эфирное тело: налево светлее, направо темнее. (2) Действие Люцифера спереди вплоть до грудины, действие Аримана сзади вплоть до позвоночника; свободное пространство между. — Действие Люцифера и Аримана: направо-налево через мысли, вперед-назад через чувство, вверх-вниз через волю. (3) Действие Люцифера сверху вплоть до шейных позвонков, действие Аримана снизу вплоть до диафрагмы. — Формы Дорнахского здания: принцип "горшка для выпечки"; ощущение "переживания между" как принцип нового искусства.


Шестой доклад,   Дорнах, 22 ноября 1914     Мир как результат уравновешенных действий


          Действие люциферических и ариманических сил в эфирном теле. "Возрастное различие" трех основных форм деятельности: воля как детское мышление, чувство как старая воля. Закон преобразования в эфирном теле. Омолаживающее влияние Люцифера в воле; коснеющее влияние Аримана на мышление; влияние обоих в области чувства и формировании эфирного тела; необходимость этих воздействий. Возможность полного расцвета Я только в физическом, но не в эфирном теле. Действие природных духов на эфирное тело через Аримана и их помощь при возвращении в тело утром. Высвобождение эфирного тела благодаря Люциферу при особых переживаниях. Сущность сказок: описание переживаний вне физического тела. Влияние Люцифера и Аримана на астральное тело с точки зрения сознания (физическое тело: форма и сила; эфирное тело: движение). Бодрственное сознание: сильнее Ариман; спящее сознание: сильнее Люцифер; грезящее сознание: равновесие между обоими. — Долг и право. Смена эпохи правовых требований требованиями долга. Понимание долга: освобождение Люцифера; рассудительность относительно права: освобождение Аримана. Смена революционно- воинствующей (люциферическое) и консервативно-мирной (ариманическое) эпох. Манихейство; связь с искусством.


ОЛАФ ЭСТЕСОН


Выступление,    Ганновер, 1 января 1912     "Сновидческая песня Олафа Эстесона".  Новый год


            Время празднования Рождества: тьма природных существ, спиритуальный расцвет человеческой души. Сновидческая песнь Олафа Эстесона: видение судьбы человеческой души после смерти. Значение имени Олафа Эстесона: сын любви,  по наитию унаследовавший сознание. Открытие "Сновидческой песни"  Предигером Ландстадом, быстрое распространение ее в Норвегии. Рецитация "Сновидческой песни."


Выступление,   Берлин, 7  января 1913   Олаф Эстесон, бодрствование Духа Земли. Введение к докладу для членов Общества

           

             Важный в оккультном смысле промежуток времени от Рождества до Дня трех царей: изменение жизни сновидений, усиление взаимосвязи с духовным миром. Наиболее сильная эмансипация души от Космоса прилетнем солнцестоянии. Значение имени Олаф Эстесон: описание переживаний у врат смерти в "Сновидческой песне". Близость норвежского языка оккультным тайнам. Сон (летом) и бодрствование (зимой) связанных с Землей духов в годовом цикле; Рождество как праздник бодствующего духа; о внешнем и духовном Солнце.


Выступление,   Дорнах, 31 декабря 1914   Мировой Новый год. Пробуждение человеческой души из духовного сна тёмного времени


             Действие Космоса на Землю во время Рождества и во время Иоанна. Переживание микрокосма и макрокосма во время Рождества: Сновидческая песнь Олафа Эстесона; его погружение в стихии. Необходимость нового обретения потерянного знания прадревности и развития благоговения и поклонения в отношении этих откровений. Слова из второй книги Моисея (33, 18): человек как промысел высших Иерархий; восприятие духовного мира; тайна инициации в словах Яхве к Моисею. Причина сегодняшнего хаотичного ощущения мирового бытия: отсутствие сознания членения человеческой природы. Понятия свободы, равенства, братства: правильное понимание только через познание трехчленности человека. Полярности между этими тремя понятиями на примере свободы и братства. Идеал братства для физического, свободы для душевного и равенства для духовного мира. Необходимость материальной культуры, с одной стороны, нового пробуждения спиритуальности, с другой стороны.


Выступление    (недатированная запись)   к прочтению "Сновидческой песни Олафа Эстесона"


            Переживание кругооборота года в народе. Воздержание души и ее погружение в духовный мир в Рождественские дни; особенные грезящие переживания. "Сновидческая песня Олафа Эстесона": переживание судьбы души после смерти. Жизнь души народа в этом эпосе.


РУССКИЙ НАРОД ( ЛЕКЦИИ  ДЛЯ  РУССКИХ )


Обращение к русским слушателям цикла докладов "Духовные существа в небесных телах и царствах природы"

    Гельсингфорс, 11 апреля 1912  


            Необходимость антропософии с точки зрения ответственности перед духовной жизнью современности. Откровение величайших истин через оставшуюся во многом детской индивидуальность Е.П.Блаватской ввиду ее эгоистической и одновременно бессамостной натуры. Ее устремленность на европейский Запад, в Англию. — Подавление восточного оккультизма Западом. Месть Востока: пронизание выступившего на Западе оккультизма национальными, эгоистическими интересами. Принятие Христианского импульса в дальнейшую жизнь человечества как следствие победы западного мира, хотя и внешней. Оккупация Христова имени; господство древних воинствующих культов в современном индустриализме. Рыцарство как благороднейший цвет материалистической культуры. Превосходство восточных народов в знании тайн бытия. Китай как наследие древней Атлантиды; его будущее распространение. Антропософия в Центральной Европе: безличностная, отделенная от древних интересов духовность. Задача Русской Народной души: одушевление этой безличностной антропософии, соединение антропософии с сердцем.



Обращение к русским слушателям цикла докладов "Оккультные основы  Бхагавадгиты"

    Гельсингфорс, 5 июня 1913  


            Осознание антропософского импульса. Превалирование импульса умершего Христа в Русской православной церкви. Соединение Христа с человечеством в Его смерти, от которой струятся силы жизни. Отдельная душа и народная душа; древность западных и юность восточноевропейских народных душ; среднеевропейская культура-посредник. Восприятие важных импульсов примитивными народами на примере Христова импульса. Слияние индийской "головной культуры" и европейской душевности сердца в западных культурах; пример двух инкарнаций одной индивидуальности и ее принадлежности разным потокам (Спиноза-Фихте). Требование антропософского импульса со стороны жизненных сил русской души. Североамериканский, ушедший корнями в материализм народ как полярность уходящему корнями в духовное русскому народу. Что такое свобода? — в Америке: полезная вещь; в Западной Европе: идеал; "одушевление" свободы антропософией. Антропософия как исцеление для России.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Ответы на вопросы,       Гельсингфорс, 7 апреля 1912


ПРИМЕЧАНИЯ


Примечания
Заметки Ингеборг Мёллер о "Сновидческой песне"


СКАЧАТЬ


Калевала (Карело-финский народный эпос)

     Перевод Л. П. Бельского      Собрал и обработал Элиас Лённрот     



Далее      

  Рейтинг SunHome.ru