RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Историческая симптоматология GA_185


РУДОЛЬФ   ШТЕЙНЕР





ИСТОРИЧЕСКАЯ  СИМПТОМАТОЛОГИЯ



 Подосновы исторического развития для образования социального суждения






Девять лекций, прочитанных в Дорнахе с 18 октября по 3 ноября 1918 г.



Перевод О. Погибина


Издано на русском:  Штейнер Р.  "Иносказательность истории" ,


М.: Новалис, 2002. — 241 с.         ISBN 5-86951-024-4




ПОДРОБНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ


 Лекция  1   


Восхождение импульса сознания.  Симптоматология:  за внешними событиями стоит подлинная действительность. Особая важность переломов, великих поворотных точек. Римский католицизм — универсальный импульс Средневековья. Его распространение через постоянные столкновения с римско-германской империей. Симптоматический поворотный пункт: переселение папы в Авиньон в 1309 г. Орден тамплиеров, его связь с христианством и папами. Другой симптом — странствия монголов. В борьбе между духовной и светской властью возникло единое царство, позднее разделившееся на два — Францию и Англию. Следующий поворотный пункт: явление Орлеанской Девы и первое выступление национальных импульсов, вместе с началом разбирательств между средней и восточной Европой. Укрепление дома Габсбургов. Возникновение городов со своими собственными взглядами. Английский парламентаризм: импульсы души сознательной. Постепенное образование того, то позднее станет Русским царством. Преобладание национального начала в Англии, личностного элемента — во Франции. Последний ведет к революции, первое — к либерализму. Импульс души сознательной в Англии: Иаков I.


Лекция  2


Симптоматология Нового времени: Англия и Франция. Усиление на национальной основе государственного мышления во Франции. Блеск  и одновременно начало упадка: Людовик XIV. Французская революция: раскрепощение личности. Неверно понятый лозунг "свободы, равенства, братства" вызывает путаницу. Французская революция: душа без тела; Наполеон: тело без души. Масонство вносит импульсы египетско-халдейской эпохи в душу сознательную. Два течения новой истории: с одной стороны — свобода, равенство и братство, с другой — стремление отдельных индивидуальностей использовать развитие для своих целей. Три характерных элемента социализма: теория классовой борьбы, экономическая категория прибавочной стоимости, материалистическое понимание истории. Стремление социализма к интернациональному началу. Исторический симптом Нового времени: появляются факты, которые ставят неразрешимые проблемы.


Лекция  3  


Характерные черты исторических симптомов Нового времени. Век машин. Важность стремлений к колонизации для периода души сознательной: предшествующие различия между людьми снимаются благодаря импульсу души сознательной. Разница между наблюдением природы и экспериментальным знанием. Введение эксперимента в социальный порядок: техника. В современную жизнь техника вносит начало смерти. Человек может развить душу сознательную посредством противостояния этому. Парламентаризм упраздняет подавление личности. Тайна рождения и смерти и ее руководящая роль в нынешнем веке. Смертоносный элемент русской истории, содержащий зародыши развития Самодуха. Смысл века сознания:  восхождение к сверхчувственным импульсам. Медицина должна найти внешний путь к симптоматологии  — путь к космическим связям.


Лекция  4  


Историческое значение естественнонаучного способа мышления  как симптом. Разница между наблюдением природы и ее экспериментальным исследованием. Рассмотрение исторических фактов в качестве образного откровения скрытой за ними подлинной действительности вводит в сверхчувственный элемент.  Русская революция:  призрак действительности новых идей. Парадоксальная утрата идей вождями. Проблемы гнета и истощения. Пролетариат привносит в  развитие человечества импульсы чувственных восприятий, рассматривает мироздание в качестве огромной машины и желает сформировать по этому образцу также и социальный порядок. Интерес пролетариата к мировоззренческим вопросам. Век души сознательной: всеобщее отчуждение. Необходимость для будущего живого интереса человека к человеку. Рождение возможно познать только благодаря вмешательству нового откровения; смерть познается через все то, что производится человеком. Ныне необходимо сознательно вплести рождение и смерть в социальную жизнь. В пятой эпохе зло развивается внутри человека, в шестую эпоху оно будет излучаться наружу.


Лекция 5 


Сверхчувственный элемент в историческом рассмотрении. Связь мистерии зла с мистерией смерти и с Мистерией Голгофы. Задача тех сил, которые действуют во Вселенной и несут человеку смерть, — наделить человека способностью души сознательной. Злые поступки человека не обусловлены вселенскими силами зла: первые суть лишь побочные действия вторых. Эти силы присутствуют в подсознании человека в качестве склонности ко злу; они захватывают  лишь часть существа человека. Взаимный интерес людей друг к другу следует поощрять в четырех направлениях: 1. Воспитание должно отправляться от сферы искусства, ибо тогда возникают переживания в тепловом эфире; 2. Развитие способности вступать в отношения с иерархиями через речь, обращенную к другим людям. Когда удается в языке уловить жест, тогда через посредство языка можно расслышать душу человека, и это вызовет некое ощущение цвета. 3. В будущем человек сможет пережить в себе, в собственном дыхании то, как организованы чувства другого человека. 4. Людям надо учиться в области воли "переваривать" друг друга. То, что сейчас обнаруживается как зло, есть побочное действие того, что должно таким способом вмешиваться в развитие человечества.


Лекция  6


К выходу в свет нового издания "Философии свободы". К философии свободы можно прийти через осознание наивнутреннейшего в человеке в качестве чего-то космического. Во внешней жизни свобода должна сделаться действительным импульсом человеческих поступков, социальной жизни. Свободный дух как последняя цель человеческого индивидуализма. При восхождении к интуитивности дурные склонности могут обернуться добром, — тем, что достойно человека при наличии души сознательной. В качестве импульса сознательной жизни свобода может осуществиться благодаря взаимоотношениям людей. Наука о свободе и действительность свободы ведут к этическому индивидуализму. Крах попытки Рудольфа Штейнера передать миру идеи будущего через "Литературный журнал". Другая трибуна для этого — социалистическая рабочая среда. Однако социализм рабочих уверовал в непогрешимость материалистической науки; для импульса свободы места при этом не остается. Следующая попытка Р. Штейнера: Теософское общество. Если этический индивидуализм основан на духовных интуициях, то человек распознает в себе свободное мышление и улавливает внутри себя космические импульсы.


Лекция  7


По поводу нового издания сочинения Рудольфа Штейнера "Мировоззрение Гёте". О выборе для дорнахского здания названия "Гётеанум". Что означает "быть немцем" в Германии и в Австрии? Смысл гётеанизма для естественнонаучного подхода. Гетеанизм не может сделаться популярным, хотя он выкристаллизовался из импульсов пятой послеатлантической эпохи. Гетеанизм — одна из самых значительных сил нашего времени, которая, будь она понята, смогла бы отклонить нынешнюю катастрофу. Важно назвать именно Гётеанумом то, что связано с самыми значительными импульсами нашего времени. Интуитивное воззрение Гёте на природу приводит к искусству; Человека Гёте рассматривает как цвет и плод целокупной Вселенной; человеческая душа является для него той ареной, на которой дух природы созерцает сам себя. Гёте — "universitas liberarum seientiarum", тогда как университеты проспали приход новейших познавательных импульсов. Гетеанизм готовит почву для восприятия духовной науки.


Лекция  8


Религиозные импульсы в пятую послеатлантическую эпоху. Пересечение в человеке трех эволюционных потоков. Постепенное возвращение к человеку способности к телесному развитию порождает поток, в котором нынешнее человечество как единое целое осуществляет развитие души ощущающей. Второй эволюционный поток — это тот, в котором отдельный человек развивает душу сознательную. Третий — тот, который указывает путь развития отдельным земным народам. Эти три потока вмешиваются в душу каждого человека. Дифференциация действующего в истории импульса Христа. Народ Христа. Народ церкви. Восстание против римско-католической Церкви в начале XV в. Иезуитизм приходит на помощь романизму. Гётеанизм — полярная противоположность иезуитизму.


Лекция  9


Связь глубинных европейских импульсов с импульсами современности. Действие трёх параллельных эволюционных потоков: потока народностей, потока индивидуальной души сознательной, потока общечеловеческой души ощущающей. Действие импульса Христа на трех его ступенях: в этническом элементе; в индивидуализме через душу сознательную; целокупном человечестве (в душе ощущающей). В воззрениях Гёте душа сознательная взаимодействует с импульсом Христа. Настроение Грааля в "Вильгельме Мейстере" (картинная галерея). Первая дифференциация (в соответствии с началом народности) в арианстве и афанасианизме. Арианство имеет продолжение в русском народе. Вселенский импульс кельтов: организующий, аристократический элемент (вождь и ведомые, король Артур и его Круглый Стол). Возникновение отсюда народа лож, воспринявшего афанасиасизм; этот народ, однако, из-за угасания импульса Христа пришел к теизму, к Просвещению. Течение Грааля, присутствующее в русском народе, устанавливает связь между интимнейшей стороной души сознательной и духовными мирами. Взаимодействие этих элементов с тем, что имеется в развитии всех людей, — с бессознательной эволюцией души ощущающей, — создает и грохочет в подсознании, тяготеет к социализму и изживается в хаотической суматохе. Это устремленный в будущее интернациональный элемент, который в целостном человеческом существе должен соединиться с верным восприятием. Зародыш правильно понятого социализма скрыт в индивидуализме, который присутствует в гётеанизме и достигает своей вершины в философии свободы. Условия для здорового развития социалистического движения: наряду с братством в социальной структуре там должна присутствовать свобода религиозной мысли, а также существовать равенство в области познания.


Примечания




Далее      

  Рейтинг SunHome.ru