RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Человек как единое звучание творящих мировых Слов GA_230

Вторая лекция

Дорнах, 20 октября 1923 года

Вчера мы изучали соотношения, существующие между теми, кого я назвал животными высот, которых представлял Орел, животными срединной области, представленными Львом, и животными земных глубин, представленными Коровой, или Тельцом. Сегодня, исходя из определенных внутренних соотношений человека с этими тремя типами животных, мы рассмотрим морфологические соответствия, которые связывают человека с Космосом.

Направим взгляд на те возвышенные области, откуда Орел черпает свои особые силы, которые создают из него "организацию головы". Орел своей собственной природой обязан атмосфере, проникнутой солнечным светом. И раз Орел обязан своим бытием главным образом атмосфере, пронизанной солнечными лучами, то она и является предпосылкой его бытия. Я говорил вам вчера, что именно этой солнечной атмосфере он обязан формированием своего оперения. Его собственное существо как бы находится во внешнем мире. То, что дает ему внешний мир, воплощается в его оперении. Но когда воздействие этого освещенного солнцем воздуха не привносится извне, как у Орла, а пробуждается внутри живого существа (то, что происходит в нервной системе человека); тогда, как я вам говорил, возникают мысли — мысли мгновенные и мимолетные.

Теперь, обогащенные всем, что нам дает такая концепция, направим наши взоры ввысь, к спокойной атмосфере, пронизанной потоками солнечного света. Для изучения интересующего нас вопроса недостаточно рассмотрения одного только Солнца, так как оно получает свою силу благодаря тому, что оно связано с различными областями мироздания. Человек выразил свое знание этой связи при помощи круга созвездий Зодиака — это термин, точное значение которого: "Круг животных". Когда солнечное излучение достигает Земли со стороны созвездия Льва или же Скорпиона, то для Земли это излучение имеет разный смысл. Существуют и другие модификации этих излучений, настолько же значительные. Они происходят благодаря влиянию планет солнечной системы, которое усиливает или ослабляет солнечную деятельность. Особые отношения связывают Солнце с планетами, и эти отношения зависят от того, воздействуют ли на него так называемые "внешние" планеты (Марс, Юпитер, Сатурн) или же планеты, называемые "внутренними" (Меркурий, Венера, Луна).

Воспользуемся этими знаниями, чтобы понять организацию Орла. Прежде всего следует принять во внимание изменение интенсивности, которое претерпевают солнечные силы благодаря вмешательству Сатурна, Юпитера и Марса. Не случайно по преданию Орел — птица Юпитера. Юпитер в данном случае— представитель внешних планет. Для того, чтобы схематически изобразить, о чем идет речь, начертим три концентрических круга, изображающих сферы, в которых господствуют в Космосе Сатурн, Юпитер и Марс.

Изобразим эти три сферы и прибавим к ним еще и солнечную сферу. Так мы увидим, что на периферии солнечной системы есть зона, где объединяются силы Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна. И глядя на кружащего в небе Орла, мы имеем право высказать глубокую истину: он — воплощение сил Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна, которые струятся через воздушные пространства и живут во всей форме Орла. Те же силы обитают и в голове человека. И если бы мы вписали сейчас человека в истинные духовные условия его существования (ибо на Земле человек существует, можно сказать, только как миниатюра самого себя), если бы мы вернули ему в мироздании его настоящие пропорции, то должны были бы поместить его голову в ту космическую сферу, которая является областью Орла. Таким образом, мы охарактеризовали то, что в человеке принадлежит к силам высот.

В противоположность этому Лев представляет собой тип солнечного животного; это животное, в котором Солнце больше всего проявляет свои силы. Лев чувствует себя лучше всего, когда планеты, находящиеся за Солнцем, и те планеты, которые находятся перед Солнцем, расположены в такой конфигурации, что их влияния на само Солнце почти взаимно уничтожаются. И тогда происходит та поразительная вещь, которую я вам вчера описал: силы самого Солнца, пересекая пространство, реализуются во Льве как  дыхательный аппарат, ритмы которого находятся в совершенном равновесии с ритмами кровообращения, и не только по законам математики, но и согласно внутренней динамике этих функций. Эти два ритма прекрасно уравновешиваются. Дыхание служит сдерживающей силой кровообращения, а кровообращение возбуждает дыхание. Я уже обращал ваше внимание на то, что сама форма морды Льва — прекрасное воплощение этой полярности, которая выражается и в странном взгляде этого животного, взгляде, который то спокойно устремлен внутрь, то с отвагой — на окружающее. Все, что живет в этом взгляде, существует и в ритмическом организме человека, в организации его груди и сердца, которые, в свою очередь, примыкают к другим составляющим человеческой природы — к организации головы и системы обмена веществ.

Если мы, зная это, перенесемся в сферу собственной солнечной активности, то поймем, что человек включен в эту солнечную сферу областью сердца и легких. Таким образом может быть охарактеризован этот элемент — "Лев в человеческой природе".

Перейдем теперь к внутренним планетам, наиболее близким к Земле. Это, прежде всего, Меркурий, сфера которого воздействует на наиболее тонкие части системы обмена веществ человека, в которых питательные вещества превращаются в лимфу и подобные ей жидкости, вливающиеся затем в поток крови.

Далее мы входим в сферу влияния Венеры. Она отвечает за менее тонкие элементы обмена веществ, а именно: за первую метаморфозу пищевых веществ, введенных в желудок. За Венерой следует Луна (порядок наименований, которого я придерживаюсь на моем рисунке, соответствует понятиям современной астрономии, я мог бы следовать и другому). Сфере Луны подчинены особые силы, которые тоже составляют часть системы обмена веществ.

Рис. 2

Таким образом человек оказывается включенным в единство большого Космоса. Но, рассматривая космические влияния, которые исходят от Солнца и интерферируют с влиянием Меркурия, Венеры и Луны, мы попадаем в область сил, одушевляющих животный тип Коровы, — этот тип, как и типы Льва и Орла, мы охарактеризовали в предыдущей лекции. Но одно Солнце не может этого обеспечить. Его силы должны быть доведены до Земли силами планет, наиболее к ней близких. Эти силы, действуя совместно, не ограничиваются прохождением через атмосферу, но проникают в глубь Земли, становятся там подземными силами и затем отражаются наружу. Все силы, которые воз действуют из глубинных слоев Земли, относятся к области, которая находит свое внешнее воплощение в организме коровы.

Корова — животный тип, представляющий пищеварение. В то же время это существо, у которого процесс пищеварения является самым верным отображением сверхчувственных фактов: у коровы этот процесс проникнут чудесной астральностью и, сияя, отображает весь Космос. Целый мир заключен в астральном организме коровы. Об этом я уже говорил вчера. Но наш мир отягощен земной тяжестью и подчиняется ее законам. Подумайте только! Корова должна каждый день поглощать пищу в количестве, равном одной восьмой части своего веса. Человек же может довольствоваться поглощением сороковой части своего веса без ущерба для здоровья. Корова для полного развития своего организма нуждается в земной тяжести. Все в ней стремится к материальной массе. Ей необходимо каждый день восполнять одну восьмую собственного веса. Материальность тесно связывает это животное с землей. Несмотря на это своим астральным телом она является отображением мира высот, отображением Космоса.

Именно поэтому корову более всех других животных почитают индуисты. Они знают: корова живет на  Земле, но, живя внизу, в сфере гравитации, она дематериализует эту тяжесть и воздвигает на Земле мир сверхземной.

Истина в том, что нормальная человеческая природа состоит в гармонизации трех космических сил, о которых мы говорили: сил Орла, Льва и Коровы. Однако общее развитие нашего мира поставило нас лицом к лицу с опасностью, особым образом характеризующей нашу эпоху: названные силы порознь стремятся к преобладанию в человеке. Начиная с XIV—XV столетий и вплоть до наших дней эта опасность все более увеличивается. Такова тенденция эволюции. Активность Орла старается односторонним образом завладеть головой человека. Активность Льва пытается нарушить согласованность человеческих ритмов, а активность Коровы пробует завладеть обменом веществ человеческого организма, как и всей человеческой деятельностью на земле.

Такова печать нашей эпохи. Влияние космических сил приводит к тому, что человек все более и более раскалывается на три элемента, в каждом из которых проявляется тенденция подавить два остальных. Орел стремится обесценить Льва и Корову; равным образом двое других стремятся обесценить всех прочих. В наше время в подсознательных глубинах человека звучит соблазняющий зов огромной силы, ибо в нем содержится своеобразная красота. В высших областях своего сознания человек его не воспринимает, но в подсознании слышатся три зова, каждый из которых манит его. Я мог бы сказать, что в этом заключается тайна нашего времени. Первый зов исходит из области Орла, это зов тех сил, которые делают Орла тем, что он есть, сил, дающих Орлу перья, — это зов из астральности, которой он окружен во время своего полета. Само существо Орла звучит в подсознании человека.

Орел говорит:

Научись познавать мою природу!

Я дам тебе силу

Создать целый мир

В твоей собственной голове.

Это зов высот, который в наши дни стремится сделать человека односторонним.

Но есть и другой искусительный призыв. Он проистекает из срединных областей, где космические силы формируют тип Льва, где согласованные влияния Солнца и Воздуха осуществляют равновесие между ритмами дыхания и кровообращения и строят существо Льва. Этот призыв вибрирует в воздухе, согласуясь с существом Льва, и в наши дни стремится обособить ритмическую систему человека.

Лев призывает:

Научись познавать мою природу! 

Я дам тебе силу 

Воплотить весь мир 

В мираже атмосферы.

Вот голоса, которые постоянно и настойчиво воздействуют на подсознательное человека, причем более активно, чем вы полагаете. Есть человеческие типы, особенно восприимчивые к принятию этих внушений. Например, люди, обитающие на Западе, отвечают призывам из области Орла и рискуют быть соблазненными им. Этому особенно подвержена американская цивилизация благодаря натуре населяющих ее людей. А вот европейская цивилизация, сохранившая до сих пор многочисленные остатки античной греко- римской культуры (вспомните, например, о внутреннем стремлении, толкнувшем Гёте предпринять путешествие в солнечную Италию: ему казалось, что там ему удастся раскрепоститься), — эта цивилизация особенно подвержена опасности, которую несет в себе Призыв Льва.

Наконец, цивилизация Востока более, чем другие, откликается на призыв Коровы. Так же, как Орел и Лев призывают слушать свой зов из просторов мироздания, из глубин Земли подает голос — прямо-таки раскатистый рев — материальная тяжесть, которая господствует в Корове. Пережевывающее жвачку стадо, отдыхающее на лугу, действительно пребывает в удивительном состоянии отдачи себя земной тяжести. Сами формы животных, вынужденных ежедневно обновлять восьмую частью своего веса, выражают это порабощение силами тяжести. И из земных глубин, которые под влиянием сил Солнца, Меркурия, Венеры и Луны организуют весь пищеварительный аппарат Коровы, словно раздаются произносимые с демонической раскатистой силой и задающие тон всему стаду слова:

Научись познавать мою природу! 

Я дам тебе силу

Отнять у мироздания

Вес, Число и Меру.

Так могла бы сказать Корова. Восток, сохраняющий в индуизме древнее почитание Коровы, более всего поддается этому соблазняющему призыву. Но если бы этот зов смог охватить людей и восторжествовать над ними, то Восток стал бы препятствием для прогресса стран Центральной Европы и Запада. В этом случае Восточная цивилизация принесла бы в мир разрушение и упадок. Земные демонические силы, которые мы охарактеризовали выше, стали бы односторонне воздействовать на мировую цивилизацию. К чему это могло бы привести? В течение последних столетий мы приобрели развитую технику, созданную исключительно внешней наукой. Внешняя техника влияет на жизнь. Ее чудеса проявляются повсюду. В ней задействованы силы природы, но в той форме, из которой ушла жизнь. В использовании сил природы, лежащем в основе нашей цивилизации, самым главным является именно закон веса, меры и числа.

Взвешивать, считать, измерять — вот задача современных ученых и инженеров. Вы знаете, что философы всех времен спрашивали себя: что же является подлинной реальностью? Так вот, мы уже дошли до того, что выдающийся современный математик, озаботившись этой проблемой, ответил бы так: "Реальностью является все, что может быть измерено. То, чего нельзя измерить, реальностью не является". Наши ученые по привычке рассматривают всякое существо как некую вещь, которая непременно должна попасть в лабораторию и быть взвешенной, измеренной, исчисленной. Результаты этих взвешиваний, измерений и расчетов и есть, по их мнению, "наука", та наука, которая сейчас же находит практическое применение и продолжение в технике. Число, мера и вес являются ориентирами всей нашей современной цивилизации.

Пока люди для счета, измерения и взвешивания употребляют только свой интеллект, зло еще не слишком велико. Люди, конечно, весьма смышлены, но не столь же, сколь само мироздание. Пока люди ведут осаду мироздания как дилетанты, вооруженные лишь своими измерениями, взвешиваниями и расчетами, не случится ничего худого. Но если бы современная цивилизация превратилась в цивилизацию, основанную на духовном посвящении, но при этом осталась на прежних позициях, тогда опасность стала бы огромной. В этом случае цивилизация Запада, полностью находящаяся под знаком веса, числа и меры, была бы захвачена знаниями, пришедшими с Востока, где наука посвящения базируется на духовной тайне организации Коровы. Тогда западная наука превратилась бы в своего рода посвящение, основанное на астральности Коровы. Проникнуть в тайну этой организации, обремененной земной тяжестью, понять при помощи  веса, меры и числа, что означает эта восьмая часть материи, идущей на питание, познать, какая духовная сила организует эту тяжелую материю в недрах Коровы, наблюдать это животное, лежащее на лугу, когда работа пищеварения делает из нее великолепный астральный отблеск Космоса, — это значит учиться соединять вес, меру и число в систему, обладающую чудесным могуществом, способную смести все составляющие нашей цивилизации и даровать нашей планете новую цивилизацию, перед лицом которой все, что не может быть взвешено, подсчитано и измерено, должно исчезнуть. Каковы были бы результаты такого развития науки нод знаком Коровы? Это вопрос огромной важности и устрашающего значения.

Технологии, в соответствии с которыми конструируются машины, так же многочисленны, как и сами машины. Но все же существует очевидная общая тенденция: примитивные, еще несовершенные машины постепенно преобразуются в машины, основанные на колебаниях. Конструкция машин такова, что в ней всегда есть нечто, совершающее колебательное движение, вибрирующее, и искомый эффект достигается периодичностью вибраций. Практически все сводится к поискам такого рода устройств. Но когда эти машины можно будет конструировать с помощью данных о перераспределении веществ в организме Коровы, тогда колебания, которые пронизывают весь земной шар, — эти вибрации, исходящие из механизмов, эти малые вибрации, производимые на земле, — начнут резонировать с тем, что находится над землей. Наша планетарная система будет вынуждена вибрировать в согласии с Землей, как вибрирует струна определенной длины, когда в замкнутом пространстве касаются другой струны.

Это закон синхронных колебаний. Он начнет действовать, если искусительный суггестивный зов "природы Коровы" соблазнит Восток, а затем суггестивным путем проникнет в ту механистическую культуру, совершенно лишенную духовности, которая господствует в Центральной Европе и на Западе. В результате на Земле может возникнуть механическая система, совершенно созвучная механической системе мироздания. Тогда из человеческой цивилизации может быть навсегда исключено то, что является воздействием атмосферы, воздействием кругооборота года, воздействием звезд. То, что человек чувствует, например, при смене времен года, когда весной пробуждается жизнь или осенью увядает, все это потеряло бы для человека всякую красоту, всякое значение. Человеческая цивилизация реагировала бы на все это только грохотом и вибрациями машин, и можно было бы услышать эхо этого грохота, посылаемого из глубин Космоса как ответ полностью механизированной Земле.

Часть всего сущего, часть нашей цивилизации уже на пути к этому ужасающему упадку.

А теперь подумайте, что произошло бы, если бы области Центральной Европы поддались искусительному призыву "природы Льва". Эта опасность не похожа на ту, о которой я только что сказал, так как все механическое мало-помалу исчезло бы с лица Земли. Цивилизация не стала бы механической, но человек стал бы особенно сильно поддаваться влияниям того, что живет в ветре, в изменениях погоды, в смене времен года, и благодаря этому был бы полностью подчинен изменчивым колебаниям собственных ритмов дыхания и кровообращения. Человек оказался бы зависимым от смены времен года. Наибольшее значение он придавал бы не контролируемой собственной волей части своей жизни, акцентируя жизнедеятельность своей груди. Земная цивилизация была бы тогда отмечена таким эгоизмом, что каждый индивидуум жил бы только для самого себя, не имея никаких иных забот, кроме собственного самочувствия в данную минуту. Вот что угрожает цивилизации Центра, и это может роковым обра зом воздействовать на всю земную цивилизацию.

И если бы искусительный зов Орла раздался с Запада, определяя воззрения человека и наводняя их односторонностью всю Землю, то в человечестве проснулось бы могучее влечение соединиться со сверхчувственным миром, каким тот был в незапамятные времена, в начале развития Земли. Человек ощутил бы тогда непобедимое желание пожертвовать приобретенной им свободой и независимостью, подавить и погасить ее. Человечество стало бы жить в бессознательном волевом элементе, которым Боги одарили наши мускулы и наши нервы. Это означало бы возврат примитивного ясновидения, свойственного нашим предкам. Возвращаясь назад, к истокам земного, человек стал бы искать возможности освободиться от Земли.

Хотелось бы еще добавить, что все это в восприятии ясновидящего подкрепляется контрастирующими призывами, исходящими от Коровы. Образ коровы на пастбище — это голос, как бы говорящий человеку: "Не поднимай глаза к высотам! Посмотри вокруг: все могущество исходит от Земли. Приобрети знание земных сил, и ты будешь хозяином Земли. Ты сделаешь долговечным то, что ты сам создашь на Земле". Да, если человек уступит этому призыву, то опасность, о которой я предупреждал: механизация земной цивилизации, — не сможет быть устранена, так как астральность, присутствующая в процессах пищеварения жвачного животного, способна все наделять долговечностью, увековечивать настоящее. Сила, исходящая ото Льва, не стремится придавать настоящему долговечность, наоборот, она стремится все сделать мимолетным, превращая смену времен года в игру, заканчивающуюся и снова беспрестанно возобновляющуюся, переходящую в ветер и дождь, в изменчивое солнечное сияние и облачность. Вся цивилизация приняла бы тогда текучий и изменчивый характер.

Парящий в воздухе орел несет в своем оперении "запечатленные воспоминания о начале земной эволюции. В своем оперении он сохранил силы, действовавшие в ту эпоху с небесных высот. Можно сказать, что каждый орел указывает нам на древний возраст Земли, в то же время он никогда физически не касается Земли, разве только для захвата добычи, а не ради собственного удовлетворения. Ему приходится парить в воздухе для поддержания своего земного существования, но он равнодушен к земному. Он черпает радость и вдохновение в силах воздуха. Он даже готов презирать земную жизнь и желает жить только в том воздушном элементе, в котором Земля жила, когда еще не была обособленной планетой, а небесные веяния пронизывали ее со всех сторон. Орел был слишком гордым существом, чтобы разделить коснеющую эволюцию Земли. Он уклонился от процессов уплотнения, сделавших твердой земную кору. Он пожелал остаться в единении с силами Земли времен ее зарождения.

Вот важный урок, который преподает традиционный образ трех животных тому, кто сумеет расшифровать в нем великий иероглиф, начертанный в мироздании и заключающий в себе ключ к собственной загадке, ибо, по существу, все в этом мире является  знаком для всех тех, кто сумеет его постичь. Уметь читать эти тайные письмена — значит понимать тайны мироздания.

Ведь важно сказать себе: все наши измерения при помощи циркуля и линейки, взвешивания на весах, различные калькуляции — лишь попытка соединить воедино разрозненные фрагменты действительности. Все это превратится в единое целое только тогда, когда мы поймем "организацию Коровы" в ее внутренней духовности, то есть — когда мы прочтем тайные письмена мироздания. Это чтение приводит к пониманию бытия мира и бытия человека. Такова мудрость современного посвящения. Вот что надлежит знать о глубинах духовной жизни в наши дни.

Людям нашего времени действительно трудно быть людьми. Я осмелюсь сказать, что по отношению к "трем животным" человек ведет себя как антилопа из басни, которую я вам рассказал вчера. Все перекосы принимают особую форму. Лев из басни остается Львом, но его собратья по разбою — эрзацы других зверей. Басня заменяет Орла жадной до всего гниющего гиеной, питающейся мертвечиной — мертвой субстанцией, которая производится нашим мозгом и непрестанно выделяет микроскопические фантомы смерти. А на место Коровы басня поместила волка, поскольку это негритянская басня, то есть история, придуманная одним из пребывающих сейчас в глубоком упадке народов. Так что в басне действует другая триада: лев, гиена и волк. И мы можем сделать вывод (имея в виду только что разобранные искусительные призывы, а также их космические символы), что Орел в обличье стервятника медленно опускается на Землю, где становится гиеной, в то время, как Корова, переставшая со священным терпением воспроизводить в себе весь Космос, деградирует и становится хищным волком.

Переведем теперь эту негритянскую басню на язык современной цивилизации. Вчера я излагал ее так, как она была сочинена одним негритянским народом. Лев, гиена и волк пошли вместе на охоту. Они убили антилопу. Гиене первой поручили разделить добычу. Она сделала это согласно своей логике: каждому третья часть добычи. Такой дележ не понравился льву, который в гневе съел гиену, а потом приказал волку: "Теперь дели ты". Волк сказал: "Первая треть твоя, так как ты убил гиену и к тебе переходит ее часть; вторая часть тоже твоя, согласно дележу гиены, и третья часть тоже твоя, так как ты самый мудрый и отважный среди животных". Лев спросил: "О, волк, кто научил тебя так превосходно делить добычу?" — "Гиена", — ответил волк. У волка и у гиены логика была одна и та же, но приложение этой логики к реальной действительности различалось коренным образом. Самое существенное — это конечно способ приложения логики к реальности.

Эта басня, переведенная на современный цивилизованный язык, принимает несколько иной вид. Заметьте: все, что я сегодня говорю, надо понимать с учетом исторического развития цивилизации. Я не касаюсь проблемы "вины". И вот как сегодня могла бы выглядеть эта басня. Антилопа убита. Гиена скромно отступает и молчит, так как боится вызвать гнев льва. Она молчит и ожидает в сторонке. Лев и волк всту пают в ожесточенную схватку, они борются так свирепо и так долго, что, наконец, оба умирают от ран. Тогда вновь появляется гиена и пожирает трупы антилопы, волка и льва. Гиена — символ элемента смерти, пребывающего в человеческом интеллекте. Она — изнанка, карикатура цивилизации Орла.

Если вам понятно, что я имею в виду, европеизируя таким образом эту старую негритянскую басню, вы можете составить себе представление, какую значимость приобретает в наши дни понимание этих вещей. Они будут поняты только в том случае, если тройному искусительному призыву Орла, Льва и Коровы человек противопоставит собственное изречение как выражение его силы, мысли и деятельности.

Да познаю я, о Корова, твою силу

Благодаря речи, которую во мне

Являют звезды.

Это не только земная тяжесть, не только вес, число и мера, не только физический организм Коровы, которые нужно уметь понимать, но это то, что воплощено в Корове. Надо с уважением отвратить взоры от этого физического организма и направить его к высотам. Тогда земная цивилизация перестанет быть механистической, а проникнется духовными силами.

Поэтому второе изречение человека таково:

Да познаю я, о Лев, твою силу 

Благодаря речи, Которую атмосфера рождает во мне

В годовом и суточном круге.

(Заметьте: "являют" и "рождает".) Третье изречение такое:

Да познаю я, Орел, твою силу

Благодаря речи, которую созидает во мне

Произрастающее из Земли.

Именно таким должен быть ответ человека на тройной искусительный призыв к односторонности, и этот ответ— призыв к гармонии. Хорошо осознай то, чему тебя учит Корова, но тотчас же подними свой взор к тому, что открывает речь звезд. Хорошо осознай то, что сообщает тебе Орел, но твой взор, обогащенный тем, что дал тебе Орел, обрати долу, к тому, что произрастает из Земли, а также к тому, что в твоем человеческом организме воздействует снизу вверх. И хорошо осознай послание Льва, — дующий ветер, молнию, которая прорезывает тучу, грохочущий гром, время, которое течет, направляя земную жизнь так же, как и твою собственную жизнь, которая в нее включена. Когда твой физический взгляд будет направлен вверх, а твой духовный взгляд — вниз, и наоборот, когда твой физический взгляд будет направлен вниз, а духовный — вверх; когда твой физический взгляд будет направлен к Востоку, а духовный — устремлен на Запад, когда ты будешь в состоянии таким образом ориентировать, перекрещивать взоры духа и взоры тела, тогда ты сможешь воспринять те истинные призывы Орла, Льва и Коровы, которые звучат не для того, чтобы тебя ослабить, но чтобы укрепить в высотах (Орел), в четырех сторонах горизонта (Лев), в глубине Земли (Корова). Вот что должен знать человек о своей связи с мирозданием, чтобы становиться все более и более пригодным для деяний на благо земной цивилизации и  служить не нисхождению в материю, но восхождению к духу.

Научись познавать мою природу!

 Я дам тебе силу

 Создать целый мир

В твоей собственной голове.

Так говорит Орел

Запад

Научись познавать мою природу!

Я дам тебе силу

Воплотить весь мир

В мираже атмосферы.   

Так говорит Лев

Центр, середина

Научись познавать мою природу!

 Я дам тебе силу  

Отнять у мироздания

Вес, Число и Меру.

 Так говорит Корова

Восток

  

Человек отвечает:

Да познаю я, о Корова, твою силу

Благодаря речи, которую во мне

Являют звезды.

Да познаю я, о Лев, твою силу

Благодаря речи,

Которую атмосфера рождает во мне 

В годовом и суточном круге.

Да познаю я, о Орел, твою силу

Благодаря речи, которую созидает во мне

Произрастающее из Земли.



Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru