RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Человек как единое звучание творящих мировых Слов GA_230

Третья лекция

Дорнах, 21 октября 1923 года

В первых двух лекциях мы попытались показать связи существа человека с мирозданием. Сегодня мы попытаемся дать общий обзор. Мы живем на Земле, окруженные разнообразными феноменами, которые все основываются на физической материи. Принимая тысячи видов, она служит основой формы бесчисленных существ, составляющих царство природы и даже человеческого облика. Назовем эту материю "физической субстанцией" Земли и будем понимать под этим словосочетанием все, что составляет материальную основу физических явлений. То, что в Космосе является ее противоположностью, мы можем назвать "духовной субстанцией". Эта "духовная субстанция" является духовным принципом и нашей души. Во вселенной же она составляет основу тех духовных образований, которые связаны с физическими.

Нельзя решить проблему связи существа человека с мирозданием, говоря только о физической материи или о физической субстанции. В суммарную картину мира необходимо вписать также и существа высших Иерархий. Но эти духовные Иерархии, даже в той своей части, которую можно было бы назвать их "телесностью", состоят не из физической земной субстанции, а из субстанции духовной. Направляя наше внимание на земной мир, мы имеем дело с физической субстанцией. Обращая же взор к миру надземному, мы находим там духовную субстанцию.

В наши дни идея духовной субстанции стала нам весьма чуждой. Когда сейчас говорят о человеке, в действительности принадлежащем духовному миру в той же мере, что и миру физическому, то стремятся пред ставить его как существо, состоящее лишь из физической субстанции. Но это не так. Человек является произведением и физической, и духовной субстанции, соединенных настолько своеобразно, что это может вызвать большое удивление у не имеющего навыка наблюдения этих вещей. Рассмотрим в качестве примера движение конечностей тела человека и продолжение этой деятельности конечностей, когда она направлена внутрь и выступает в виде обмена веществ. Представление о том, что в этих феноменах главную роль играет физическая субстанция, неверно. Правильно рассуждать о человеческом существе можно только, если именно низшую его природу рассматривать как состоящую из истинно духовной субстанции. Так что если мы хотим набросать схему человеческого организма, то должны это сделать следующим образом.

Надо отметить: нижняя часть человеческого организма состоит из духовной субстанции, но чем выше мы поднимаемся к голове, тем больше в строении человека присутствует субстанция физическая. Голова, по существу, состоит из физической субстанции, а вот ноги, сколь парадоксальным это ни казалось бы, по существу, состоят из духовной субстанции. Поднимаясь от низа тела к его верху, мы видим, как духовная субстанция все более и более уступает место субстанции физической, и эта последняя у человека в наибольшем количестве содержится в голове. И наоборот, духовная субстанция простирается в своей специфической красоте в той области пространства, в которой человек совершает движения своими руками и ногами. Такова реальность: создается впечатление, что для рук и ног самое существенное — это быть наполненными духовной субстанцией: руки и ноги как бы плавают в этой духовной субстанции, в то время как голова, по правде сказать, есть исключительно компактный комплекс физической субстанции. Но в таком организме, как человеческий, недостаточно научиться распознавать субстанции, надо учитывать еще и силы. При этом мы также должны различать силы духовные и силы физические, земные.

Силы расположены в человеческом организме в порядке, противоположном субстанциям. Для конечностей и обмена веществ субстанция является духовной, но силы, действующие в них, например, в ногах — такие, как сила тяжести, — физические. В голове же субстанция является физической, но силы в ней действуют духовные. В голове действуют духовные силы. В конечностях тела и в обмене веществ действуют чисто физические силы. Реального человека можно понять, только если учитывать эту противоположно направленную деятельность. Всем сказанным я хочу указать на различие верхней части тела — головы и верха груди, — формирующихся из физической субстанции, но где действуют силы духовные (можно сказать, что в дыхании действуют наименее возвышенные духовные силы), и нижней части тела, формирующейся из духовной субстанции, где действуют физические силы. Человек распространяет природу своей головы на весь организм, так что голова, в которой физическая субстанция перерабатывается духовными силами, распространяет свое "головное" влияние и на нижние части человеческого организма. А то, чем является человек благодаря своей духовной субстанции, в которой работают физические силы, в свою очередь охватывает и верхнюю часть организма. Так что оба потока проникают друг в друга. И познать человека можно только рассматривая его как духовно-физическое субстанциальное (статическое) существо и как динамическое (силовое) существо.

Это очень важно, потому что если исключить внешние явления и заняться только тем, что происходит внутри человеческого существа, то становится понятным, что ни в распределении субстанций, ни в функционировании всех сил не должно происходить ника ких нарушений.

Если физическая субстанция в слишком большом количестве проникает туда, где должна оставаться субстанция чисто духовная, например, физическая субстанция доминирует в области обмена веществ, то человек вскоре подвергается совершенно определенному типу болезней. Секрет выздоровления заключается в подавлении, в изгнании излишков физической субстанции из той системы, куда они неправомерно проникли. С другой стороны, когда система обмена веществ (особый характер которой является следствием действия физических сил в духовной субстанции) избыточным образом простирает свои воздействия и на голову, то человеческая голова может излишне "одухо творяться" и такое чрезмерно сильное одухотворение головы также приводит к болезням. Задача истинного врача в этом случае — осуществить воздействие на голову сил таких продуктов питания, которые нейтрализовали бы в ней чрезмерное одухотворение:

Если нам нужна истина, а не внешняя видимость, то мы очень скоро поймем основополагающее значение описанных различий для исследования человеческого организма — как здорового, так и в состоянии болезни. При этом следует учитывать еще и то, что современный человек не осознает сложности устройства и жизнедеятельности своего тела, о которой я вам рассказывал. Она существует только в его подсознании — там она определенно присутствует. Эта сложность проявляется в настроении, жизненной установке человека. Только духовная наука может внести в это полную ясность. Тот, кто благодаря современному посвящению достиг познания этой тайны физического бытия, знает, что голова нуждается в физической субстанции, чтобы быть способной затем переработать эту субстанцию с помощью духовных сил. Система конечностей и  обмена веществ с преобладанием духовной субстанции нуждается в физических силах, в силах тяжести, силах равновесия. Тот, кто проник в эту тайну и духовно созерцал человеческое существо, а затем перенес свой взор на земное существование человека, тот представляется самому себе, поскольку он является человеком, неоплатным должником планеты Земля, на которой живет. Это происходит оттого, что для поддержания существования человеку необходимы определенные условия и он непрерывно похищает у Земли нечто, чего не может ей вернуть. Он должен признать, что вся духовная субстанция, которая присутствует в организме человека во время его земной жизни, похищена им у Земли. Эту субстанцию после своей смерти человек должен был бы ей вернуть. Ибо Земля постоянно в ней нуждается для своего обновления. Но может случиться, что человеку что-то мешает это сделать. Надо, чтобы он мог нести с собой эту духовную субстанцию для той жизни, которую будет вести после своей земной смерти, между смертью и новым рождением. Он в ней нуждается. Если бы он не сохранил при себе этот запас духовной субстанции, он бы, так сказать, исчез после смерти, растворился в потустороннем мире.

Человек вынужден после физической смерти уносить с собой духовную субстанцию, входившую как элемент в его внешний организм: в конечности тела и систему обмена веществ, — и только при этом условии он сможет пройти через преобразования, которые ожидают его по ту сторону смерти. Вот почему, если бы человек вернул Земле эту духовную субстанцию, которую он ей должен, он не смог бы достичь своих будущих воплощений. Однако этого не происходит. Человек остается вечным должником Земли, и так будет до тех пор, пока наша планета пребывает в среднем периоде своего развития. К концу ее эволюции все изменится.

Тот, кто созерцает жизнь духовным взором, переживает не только страдание и горе, радость и ликование, присущие окружающему миру. Существуют еще и космические чувства, космические страдания и радости, неразрывно связанные с духовным видением, и посвященные испытывают некоторую долю такой космической боли. Например, они осознают, что благодаря самому факту своего существования как человеческих существ становятся должниками Земли. И не могут с ней расплатиться по "космическому счету".

Нечто подобное происходит и с субстанцией головы. В продолжение всей земной жизни человека в материальной субстанции головы действуют духовные силы, и эта субстанция становится для Земли чуждой. Человек вынужден похитить у Земли субстанцию, из которой состоит его голова, и чтобы сохранить свой ранг человеческого существа, он должен, с помощью духовных сил, непрерывно преобразовывать эту субстанцию. Поэтому когда человек умирает, возникает большой беспорядок, вызванный нарушением гармонии организма Земли, так как в него возвращается субстанция, ставшая ему чуждой. Когда человек проходит через врата смерти, оставляя Земле физическую субстанцию своей головы, всецело одухотворенную, запечатлевшую в себе след духовности, то на организм Земли эта субстанция действует подобно яду, подтачивая его жизнь. Человек осознает, что было бы правильным унести эту субстанцию с собой за врата смерти, так как субстанция эта по своей природе гораздо более сродни тем областям, в которые он входит после смерти. Но он не может этого сделать. Если человек смог бы это сделать, если бы он унес с собой эту одухотворенную земную субстанцию, то создал бы себе самому врага, врага собственного развития в период между смертью и новым рождением. И это было бы самое ужасное, что могло с ним случиться. Этот элемент стал бы непрерывно работать против человека, уничтожая его духовную эволюцию в мирах, где он пребывает после смерти.

Посвященные понимают, что люди становятся должниками Земли, с одной стороны, нечто взяв у нее и сделав это взятое для нее непригодным; с другой стороны, это взятое нельзя унести с собою, надо оставить его на Земле. То, что люди должны были бы оставить Земле, они у нее взяли, а то, что сделали для нее непригодным, оставляют ей вместе с собственным прахом. Земля глубоко от этого страдает.

Это прозрение необычайно угнетает душу ясновидящего.

И только обозревая перспективы грядущего развития Земли, можно получить знание о том, что в период приближения Земли к концу своего существования, то есть в следующих космических стадиях эволюции человека: во времена Юпитера, Венеры и Вулкана — он вернет этот долг.

Таким образом, Карма создается не только благодаря той или иной индивидуальной земной жизни человека, но само его существование на Земле, то, что он похищает у Земли ее субстанции, создает Карму — космическую, мировую карму.

Теперь перейдем от духовного наблюдения человека к наблюдению остальной природы и увидим, что человек вынужден взять на себя упомянутую вину, этот долг [ В немецком языке понятия "долг" и "вина" обозначаются одним и тем же словом. — Примеч. перев.], и что благодаря действиям космических существ этот долг как бы непрерывно компенсируется. Таким образом мы проникнем в одну из самых чудесных тайн бытия — в тайну, которая дает представление о мудрости мироустройства.

А теперь от человека обратимся к миру птиц, наблюдением которого — на примере орла — мы уже занимались. Действительно, из всех птиц мы выбрали орла, потому что он лучше других выражает характер и особые силы мира пернатых. Рассматривая орла, мы рассматриваем то, что присуще в космических взаимосвязях всему миру птиц. Так что в дальнейшем я буду говорить только об орле. Я уже говорил, что орел соответствует голове человека и что те же силы, которые в человеке вызывают мысли, дают орлу его оперение. Таким образом, в оперении орла мерцают воздушные силы, пронизанные солнечным светом.

Орлу приписывают множество дурных качеств, но все же на уровне своего космического бытия он обла дает тем качеством, что сохраняет во внешней части своей эпидермы, в общем построении своих перьев, все, что создали в нем воздушно-солнечные силы. Важность этого факта открывается при смерти орла.

Особенности, которые отличают орла — их можно назвать скорее поверхностными в отличие от основательных пищеварительных функций жвачного животного с его пережевыванием пищи, — можно понять только, когда орел умирает. Корова представляет собой олицетворенное пищеварение, но все, что мы говорим о ней, относится к ней как к представителю типа и распространяется на всех родственных ей животных. Во всем этом семействе животного царства пищеварение совершается основательно, в глубине организма, в то время как у птиц оно поверхностное и очень быстрое. Это только как бы прелюдия пищеварения. Пищеварение для птиц — лишь побочная сторона их существования. В противоположность этому все, что относится к оперению, прорабатывается у птиц медленно и заботливо. У некоторых птиц мельчайшие детали пера сформированы особенно тщательно. Перо — это подлинный шедевр. Материя, которую орел заимствует у Земли, одухотворяется в нем силами высот, но он не присваивает ее, так как у него нет притязаний на перевоплощение и судьба одухотворенной материи, вырабатывающейся в его оперении, ему безразлична (ему безразлично, что будет с ней дальше в духовном мире).

Когда орел умирает, а его оперение уничтожается (все, что я говорю, относится ко всем птицам), эта одухотворенная материя переносится в духовный мир и превращается там в духовную субстанцию.  

Вспомните, что существует удивительное родство между нашей головой и орлом и то, что мы не можем сделать, он — может: орел постоянно удаляет с земли ту физическую субстанцию, которая была одухотворена духовными силами.

Именно поэтому мы переживаем такое особое чувство, когда созерцаем полет орла. Мы ощущаем его чуждым Земле, ощущаем, что его телесность скорее небесная, чем земная, хотя он и связан с поверхностью Земли, дающей ему пропитание. Он связан с нею, как грабитель, как хищник, который одним взмахом могучих крыльев уносит свою добычу в поднебесье. Можно сказать, что добыча орла не предусмотрена тривиальными законами земного существования. Надо, чтобы он ее похитил, унес силой (как правило, все птицы похищают и вырывают свою пищу силой). Но орел возмещает убыток, нанесенный таким разбоем. Конечно, он похищает ту материю, из которой он сам создан, но в нем она одухотворяется силами высших областей, и после своей смерти он возвращает миру духа те одухотворенные земные силы, которые похитил. Благодаря орлу одухотворенная земная материя возвращается в духовный мир.

Жизнь животных после их смерти не прекращается окончательно. В мироздании они исполняют свое назначение. Полет орла, физический полет, является, по сути, только символом его бытия. Поскольку орел физическое существо, он летает. Но он продолжает свой полет и после смерти! Природа орла — эта одухотворенная физическая материя — устремляется в мировые дали, чтобы слиться с духовной субстанцией страны духов.

Так открываются чудесные тайны Вселенной. И тогда начинаешь понимать причину существования всех творений, которыми мы окружены в разнообразии животного и других царств Земли. Все они имеют смысл в порядке мироздания.

Теперь перейдем к противоположному полюсу и снова поговорим о корове, столь почитаемой индусами. Насколько орел напоминает человеческую голову, настолько же корова напоминает его систему обмена веществ. Корова олицетворяет пищеварение, и сколь бы это ни казалось парадоксальным, она состоит из духовной субстанции, перемешанной с включениями физической материи, той физической материи, которую поглощает это животное. Так, в самой корове находится духовная субстанция, а физическая материя проникает туда, принимается и перерабатывается духовной субстанцией. Для того, чтобы наиболее совершенным образом достичь этой ассимиляции, пищеварительная функция у коровы работает очень полноценно и основательно. Можно сказать, что с этой точки зрения корова является самым совершенным пищеварительным аппаратом, какой только можно себе представить, и в этом смысле корова особенно озабочена подлинно животным существованием. Корова — воплощение животности. Она приносит из Космоса на Землю, в область тяжести, животную сущность, животный эгоизм и, если можно так выразиться, животную самость.

Никакое другое животное не имеет такого совершенного соотношения между весом крови и весом всего тела. У одного животного избыточен вес крови, у другого он мал по отношению к весу тела, но ведь тело связано с тяжестью, а кровь — с эгоистичностью. Не с "Эго", не с "Я", которым обладает только человек, но с эгоистичностью, личным бытием. Ведь именно кровь дает высшим животным их положение в ряду других существ. Можно сказать, что корова решила эту "мировую загадку" [ Термин Эрнста Геккеля (См. напр.: Геккель Э. Мировые загадки) — Примеч. перев.]: она образец того, как должно быть отрегулировано соотношение между весом крови и общим  весом тела, чтобы существо могло быть животным в наибольшей мере.

Недаром древние поместили фигуры животных в небесный круг Зодиака, который разделен на двенадцать частей, составляющих одно целое. Силы, которые Космос получает от созвездий Зодиака, обретают форму в животных. Но никакое животное не соответствует так полно этим силам, как корова. Вес крови у коровы составляет двенадцатую часть общего веса тела. У осла он равен только двадцать третьей части, у собаки — одной десятой. Это соотношение меняется в зависимости от вида животного. У человека вес крови составляет тринадцатую часть веса тела.

С точки зрения соотношения общего веса и веса крови корова воплощает совершенство животного существа и наилучшим образом выражает космические законы. Я уже говорил вам в эти последние дни, что все это можно наблюдать в астральном теле коровы: она действительно реализует в сфере физического законы высшей сферы, и это выражается в соотношении тяжестей, которое у нее равно числу 12. В этом проявляется ее космическая сущность. В корове все устроено так, что в духовную субстанцию проникают силы Земли. Земная тяжесть вынуждена в корове распределяться в зодиакальной пропорции, то есть потесниться и предоставить эгоистичности одну двенадцатую часть. В целом корова включает в земные соотношения духовную субстанцию.

Поэтому корова, отдыхающая на лугу, представляет собой духовную субстанцию, которая поглощает земную материю и ассимилирует ее.

Эта духовная субстанция, смешанная с земной материей, после смерти коровы принимается Землей к великому благу мироздания. Действительно, о корове с полным правом можно сказать: "О, корова, ты истинно жертвенное животное, ты постоянно даешь Земле необходимое ей, препятствующее ее отвердеванию и засыханию. Ты непрестанно даешь духовную субстанцию, которая питает жизнеспособность Земли".

Посмотрим, с одной стороны, на корову, лежащую на лугу, а с другой стороны — на величественного орла, прочерчивающего в небе свои круги. Перед нами удивительные противоположности: орел, приносящий после своей смерти в духовный мир физическую материю Земли, которую нельзя использовать на Земле, потому что она стала одухотворенной, и корова, приносящая после своей смерти земной почве небесную субстанцию, которая обновляет жизнеспособность этой почвы. Орел восстанавливает в духовном мире одухотворенную материю, которую не принимает Земля. Корова оживляет Землю благодаря силе, которую она приносит из духовного мира.

Все это примеры тех потрясающих эмоциональных впечатлений, которые рождает наука посвящения. Об этой науке часто судят предвзято, думая, что она интересна для изучения, но дает уму только идеи, только абстрактные концепции, наполняет голову знаниями о сверхчувственном так же, как ее наполняли бы знаниями о чувственном мире. Но такое отношение неправильно. Проникая все далее вглубь науки посвящения, можно получить впечатления, ощущения, о которых непосвященные и не подозревают, хотя эти впечатления в скрытом виде существуют на дне души всех людей. Посвященные начинают воспринимать вещи и существ совершенно иным образом, чем раньше. Я вам опишу одно из этих впечатлений, которые возникают при соприкосновении с реальностями, открываемыми посвящением. Например, если бы на Земле существовал только человек, то после исследования его истинной природы можно было бы усомниться, что Земля получит в нужное время то, что ей необходимо, а именно: приток новых духовных сил взамен слишком одухотворенной материи. Между существованием человека и существованием Земли возник бы  такой антагонизм, одна мысль о котором воспринималась бы очень болезненно. Стань человек человеком в истинном смысле слова, Земля не смогла бы из-за него быть истинной Землей. Человек и Земля нуждаются друг в друге, и в то же время они не могут друг друга поддерживать! То, что выигрывает один, другая теряет. Но вокруг нас есть живое окружение, и это позволяет нам сказать: то, что человек не может осуществить сам: возвращение одухотворенной земной субстанции миру духа, — осуществляет племя пернатых. И то, что человек не может дать Земле: духовную субстанцию, — отдают ей жвачные животные и их представитель — корова.

Как видим, Космос сплавляет все в единое, гармоническое целое. Если вы будете рассматривать только человека, то в вас пошатнется уверенность в устойчивости земного бытия. Но как только вы оглянетесь на все, что человека окружает, эта уверенность к вам вернется.

Теперь вы будете меньше удивляться тому почитанию, которым окружена корова в религии, глубоко связанной с духовной реальностью, — религии индуизма, — так как корова является животным, одухотворяющим Землю, постоянно дающим Земле духовную субстанцию, заимствованную у Космоса. Мы можем представить себе такую, вполне реальную картину: как под землей на лугу, где пасется стадо, царит радостное оживление и элементарные духи природы ликуют, так как через этих животных они получают надлежащую духовную пищу, в которой нуждаются. Мы можем представить себе и воздушный хоровод танцующих и ликующих элементарных духов, который окружает в воздухе орла. Это опять-таки будет картиной духовной реальности, когда физическое предстает вписанным в духовную реальность: аура орла предстает как продолжение самого орла, и в этой ауре, ликуя, играют элементарные воздушные духи и огненные духи атмосферы.

И в замечательной ауре коровы (находящейся в таком противоречии с ее земным существованием, потому что она полностью космическая) можно заметить радостные взоры земных элементарных духов, которым открывается то, чем они обделены, обреченные до срока пребывать в потемках подземного существования.Для них это —духовное солнце, это — свет. Пребывая погруженными в темноту земной почвы, они не ведают ничего о физическом Солнце, сияющем на небе, но они ликуют от радости при виде сияющей астральности жвачных животных.

Да, существует иное естествознание, нежели то, которое преподается в школах. Каковы же выводы того естествознания, которое преподают повсюду?

Недавно вышло продолжение (второй том) труда Альберта Швейцера [ Швейцер Альберт (1875—1965) — с 1913 г. врач-миссионер в Ламбарене (Габон).  Швейцер А. Философия культуры. Т. 1, 2. — Берн, 1923 ], о котором я вам однажды говорил. Может быть, вы вспомните мою недавнюю статью в "Гётеануме" (2-й год издания, № 47) об этой небольшой книге.[См.: "Идея Гётеанума на фоне культурного кризиса современности". Сборник статей из журнала "Гётеанум" за 1921—1925 гг. (ПСС. Т. 36)]  В статье рассматривается современная цивилизация. Введение ко второму тому труда Швейцера — достаточно печальный сегмент духовной продукции современности. Первый том сохранял, по крайней мере, известную силу, довольно правильный взгляд на то, чего не хватает нашей цивилизации. Во втором же Швейцер тщеславно провозглашает себя первым, кто считает, что знание не может привести к какому-либо существенному результату, а для обоснования философии или морали надо обращаться к чему-то иному, чем познание.

Прежде всего заметим, что о границах познания говорят очень часто, и только из-за известной интеллектуальной ограниченности можно вообразить, что первым высказываешь это совершенно ошибочное мнение, ибо его уже очень многие самым разнообразным образом пустили в обращение. Гордиться здесь нечем.

Но оставим это. Нас поражает, что такой выдающийся мыслитель, как А. Швейцер (это ведь видно по первому тому его труда), приходит к следующему выводу: "Если нам нужна философия или мораль, надо отвернуться от знания, от познавания, потому что они нам этого не дают. В том виде, в котором их официально преподают, они не дают возможности найти смысл мироздания, смысл жизни...". Действительно, если рассматривать мир так, как это делают наши эрудиты, придется констатировать, что полет орла, например, не имеет никакого смысла и его изображение можно использовать только в геральдическом искусстве, что единственная польза от коровы в том, что она дает молоко, и тому подобное. А поскольку сам человек является всего лишь физическим существом, его интерес лежит только в сфере полезного и другого смысла мироздание для него не имеет. Консерваторам, довольствующимся такими воззрениями, никогда не пробиться к тому уровню, где может раскрыться смысл Вселенной. Но надо постигать духовное, сверхчувственное, надо изучать то, чему способна научить наука посвящения. Именно тогда и можно найти смысл в мироздании. Этот смысл раскрывается в таких чудесных тайнах, как смерть орла, смерть коровы, смерть льва, причем последняя представляет собой промежуточное явление. Ибо лев, благодаря удивительному равновесию своих ритмов дыхания и кровообращения, соединяет в себе субстанцию физическую и субстанцию духовную. Групповая душа льва действует как регулятор популяции орлов и коров, необходимых земной жизни для совершенного взаимодействия сил Высот и сил Глубин.

Античная символика трех животных — Орла, Льва, Коровы-Тельца — является плодом глубокого инстинктивного познания. Древние ощущали сродство этих трех животных с человеком, то, что Орел освобождает человека от долгов, которые тот накапливает из-за природы своей головы, что Корова оказывает ему ту же услугу в отношении его обмена веществ и конечностей его тела, а Лев — в отношении ритмических функций: дыхания и кровообращения. Итак, в жизни Космоса человек и эти животные составляют единое целое.

Так посвященные вживаются в космические взаимосвязи. Так они ощущают глубокое родство с миром, познают мудрость сил, которые царствуют в бытии и в которые вплетен человек.

Вот что мы можем узреть, когда нам открываются соотношения между человеком и тринитарностью животных, о которой шла речь в минувшие недели [ Заключительная часть лекции перенесена в ПСС. Т. 259. ].



Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru