RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Человек как единое звучание творящих мировых Слов GA_230

Четвертая лекция

Дорнах, 26 октября 1923 года

Мы уже рассмотрели отношение человека к Земле, к Космосу и к животному миру. Продолжение этого рассмотрения мы отложим на последующие дни, а сейчас перейдем к другим областям, которые займут нас надолго. Позвольте вам напомнить, как описана в "Очерке тайноведения" эволюция, которую прошла Земля в Космосе. Чтобы проследить эту эволюцию, мы, как обычно, начнем с отправной точки — сатурнической стадии метаморфозы нашей Земли. Эта сатурническая стадия заключала в себе все зачатки нашей современной планетарной системы. Отдельные планеты, начиная с Сатурна и кончая Луной, содержались тогда в древнем Сатурне, который, как вы знаете, существовал только в виде теплового эфира; эти небесные тела были в нем как бы растворены. Древний Сатурн, который не достигал даже плотности воздуха, заключал в себе — как бы растворенным в эфирной субстанции — то, что впоследствии дифференцировалось в отделившиеся планеты, приобрело телесность и индивидуализировалось.

Мы различаем также вторую метаморфозу Земли, которую я, резюмируя, называю Солнечной. В ту эпоху тепловой шар, которым был древний Сатурн, постепенно превращался в шар воздушный, и этот воздушный шар, насыщенный струящимся теплом и сверкающим светом, мы называем древним Солнцем.

Есть еще и третья метаморфоза, в которой после краткого повторения предыдущих состояний можно различить, с одной стороны, солнечный элемент, продолжающий окружать Луну-Землю, а с другой стороны — периферический элемент, к которому принадлежит планета Сатурн, уже отделившаяся от общего единства.

Эта третья, лунная стадия характеризуется разделением между Солнцем, с одной стороны, и Луной- Землей — с другой. Я часто объяснял, что тогда еще не существовало царств природы в том виде, какими мы их знаем теперь. В частности, Земля не состояла из минеральной массы. Она была похожа, если можно так выразиться, на роговое вещество; твердые части природы конденсировались в сфере жидкого элемента; скалы той же природы выступали из массы воды, составлявшей эту древнюю Луну. После этого появились условия для четвертой стадии — это современные земные условия.

Таким образом, наша планета прошла четыре ступени эволюции: древний Сатурн, тепловой шар, содержащий в себе все в растворенном состоянии, древнее Солнце, древняя Луна и, наконец, Земля.

В ходе этой эволюции мы можем различать два больших периода: прежде всего, переход от Сатурна к Солнцу, когда элементы эволюционируют до состояния газа. Тепловой шар превращается, конденсируясь, в шар воздушный — весь сверкающий, весь проникнутый светом. Таков первый период эволюции.

После него наступает второй период, во время которого начинает действовать Луна. Благодаря активности Луны стало возможным появление скал и целых континентов из рогового вещества, как я уже об этом говорил. Но во время четвертой стадии, или стадии Земли, Луна отделяется от земного шара, становится его сателлитом и оставляет в Земле некоторые силы. Так, например, сила тяжести, по существу, является, с физической точки зрения, реликтом Луны. Земля не породила бы силы тяжести, если бы в ее лоне не задержался остаток Луны, прежде примешанный к ней. Луна — это та колония в мировом пространстве, о которой я вам недавно говорил в духовном разрезе.

Субстанция Луны глубоко отличается от субстанции Земли, но она оставила в Земле то, что можно объединить понятием земного магнетизма, тяжести земных тел в широком смысле этого слова.

Силы Земли, а именно силы земной тяжести, то, что называют силами притяжения, гравитации, — это реликт Луны. Поэтому можно сказать: сатурническое и солнечное состояния характеризуются, в основном, метаморфозой тепловых и пронизанных светом элементов; а лунное и земное состояние — метаморфозой лунного, водного элемента, причем водное возникает во время лунной метаморфозы и остается во время метаморфозы земной, а твердое вызывается как раз силами гравитации.

Эти два периода резко контрастируют между собой, но нужно помнить, что все существовавшее в первом, присутствует и во втором. То, что было древним тепловым шаром, Сатурном, сохранилось в последующих стадиях, и когда в наши дни, исследуя разные участки Земли, мы находим в них тепло, то это тепло — реликт древнего Сатурна. А воздух или газообразные вещества — реликт древнего Солнца. Глядя в воздух, освещенный лучами Солнца, и памятуя историю земной эволюции, мы можем сказать: "Этот пронизанный солнцем воздух унаследован от древней солнечной стадии Земли. Если бы этой стадии не существовало, то не было бы такого тесного сродства между нашей атмосферой и солнечными лучами, и истоки этого сродства в том, что раньше Солнце было соединено с Землей, его свет сиял в самом лоне нашей Земли, состоявшей тогда только из воздуха. Земля была тогда шаром, состоявшим из воздуха, излучавшим в Космос свой внутренний свет; именно потому могли возникнуть современные условия, и наша Земля может быть окружена такой атмосферой, которая пронизывается извне лучами Солнца. Эти лучи глубоко родственны ей. Не надо, согласно грубому способу мышления некоторых современных физиков, представлять их себе как бомбардировку бесчисленными снарядами, корпускулами, с необычайной скоростью пересекающими слои воздуха, — нет, надо понять глубокое внутреннее сродство сияющих лучей с атмосферой. Вся наша атмосфера является тем, что осталось от первоначального объединения света и воздуха, составлявших древнее Солнце. Все находится в родстве друг с другом, потому что предыдущие состояния нашей планеты постоянно самыми разнообразными путями проникают в последующие. И когда в развитии Земли полномасштабно разыгрывалось то, что описано в "Очерке тайноведения" и что я здесь вам отрывочно набросал, тогда и возникло все, что наличествует на Земле и в ее окружении, а также находящееся внутри нее.

Внутри нашей современной Земли находится остаток Луны, внутренняя Луна, активное начало твердого состояния, тесно связанное с земным магнетизмом. Только благодаря этому внутреннему лунному воздействию могут существовать твердые тела, а окружающие нас вещи — обладать весом. И только благодаря гравитации жидкий элемент конденсировался и было положено начало элементам твердым. Далее следует собственно земная область, затем — водное, принимающее разнообразные формы: например, подземные воды или воды, поднимающиеся как туман, падающие дождем, и так далее. Периферия земного мира — область воздуха, и все это вместе взятое проникнуто элементом тепла, оставшимся от древнего Сатурна. Мы отметили в нашей современной Земле периферическую область, которая является Сатурном-Солнцем или, если хотите, — Солнцем-Сатурном. И мы можем сказать: все, что пребывает в нагретом и освещенном воздухе, является Сатурном- Солнцем. Поднимая глаза, мы замечаем воздух, полностью проникнутый воздействиями древнего Сатурна и древнего Солнца, — то, что в ходе времени сделалось атмосферой, которая, в сущности, представляет собой реликт солнечной метаморфозы.

Наоборот, опуская глаза, мы находим остатки двух последних метаморфоз: тяжесть, твердое, вернее — динамику тяжести, переход в тяжесть, и жидкий элемент. Это область Луны-Земли. Две большие части судьбы Земли явственно отличаются друг от друга. Перечитайте то, что по этому поводу сказано в "Очерке", и вы заметите, что в изложении этих вещей, даже на уровне стиля, возникает четкая грань в том месте, где солнечный период уступает место лунному. И в наши дни остается поразительный контраст между миром высот, или сатурнически-солнечным, и миром глубин, или лунно-земным. Мир сатурнически-солнечный связан с воздухом, мир лунно-земной — с водой. Один пребывает вверху, другой — внизу.

Взгляд ясновидящего, с помощью науки посвящения проникающий в эти вещи, с наслаждением наблюдает неисчерпаемое многообразие мира насекомых. Простейшее чувство подсказывает, что их легкая, эфемерная сверкающая масса происходит из мира высот, из воздушного начала, от Сатурна-Солнца. Посмотрите на бабочку: блистая красками, она порхает в пронизанном светом воздухе. Ее несут потоки воздуха. Она едва касается нижнего лунно-земного мира. Ее стихия — мир высот. Если потрудиться изучить эволюцию этого хрупкого маленького существа, то можно вернуться вспять к первоначальным временам земной эволюции. Крыло бабочки, которое в наши дни блистает в освещенном воздухе, в зачатке сформировалось на древнем Сатурне и продолжало свою эволюцию во время древнего Солнца. Вот почему современная бабочка — это существо из света и воздуха. Солнце своей способностью излучать свет обязано не только себе. Способностью своего света заставлять вещество искриться и сверкать оно обязано Сатурну, Юпитеру и Марсу. Невозможно понять при роду бабочки, упрямо ища ее объяснение на Земле. Силы, которые действуют в бабочке, пребывают в высотах — на Солнце, Юпитере, Марсе и Сатурне. Я уже  говорил, что по отношению к человеку бабочка является космическим представителем памяти. Напомню вам ее земное развитие: бабочка порхает, блистая светом, укачиваемая волнами воздуха, потом она откладывает яйцо. Но это примитивный взгляд на вещи, поскольку при этом игнорируется самая существенная сторона явления:  когда бабочка откладывает яйцо, кому она его поручает?

Соберите наблюдения по этому поводу, и вы обнаружите, что бабочка откладывает свое яйцо только там, где сила Солнца обязательно будет сохранена для этого яйца, так как влияние Солнца воздействует не только тогда, когда оно непосредственно светит на поверхность Земли. Я часто обращал внимание на обычай крестьян закапывать на зиму картофель в землю на небольшую глубину. Делают они это потому, что летнее солнечное тепло, солнечный свет остаются в зимнее время под поверхностью почвы. Картофель замерз бы, если бы его оставили на поверхности, но сохраняется здоровым и питательным, когда его помещают в яму и присыпают землей. Сила летнего солнца остается в почве, ее можно найти там в продолжение всей зимы. Если, например, в декабре спуститься на некоторую глубину под землю, то можно найти следствия июльского воздействия солнца. В июле солнце освещало и согревало поверхность почвы, это тепло и свет постепенно погружались внутрь. Их можно найти на известной глубине, копая землю. На эту глубину, в июльское солнце, крестьянин и кладет на хранение картофель. Солнце наличествует не только там, где его ищет грубо-материалистическая наука, но еще и во многих других местах, и этим процессом неукоснительно правят закономерности времен года.

Итак, бабочка откладывает яйцо только туда, где драгоценный зародыш будет пребывать под влиянием Солнца. Неправильно утверждать, что бабочка откладывает свои яйца в почву. В принципе, она никогда не нисходит до земли. Всюду, где в земном мире незримо сияет Солнце, бабочка находит колыбель, чтобы опустить в нее свое яйцо. Таким образом, всю свою жизнь бабочка остается под влиянием Солнца и уклоняется от влияния Земли.

Вы знаете, что происходит затем: гусеница выползает из яйца, но и она продолжает жить под влиянием Солнца. И к этому влиянию Солнца прибавляется еще одно новое влияние — влияние Марса: без него гусеница не могла бы ползать.

Представьте себе Землю и обращающуюся вокруг нее планету Марс. Влияния, исходя щие от Марса, пребывают наверху разлитые повсеместно. Не важно, где находится Марс, в какой точке своей орбиты, важна сфера его влияния. И гусеница, которая ползает по земле, на самом деле ползает в сфере Марса. Потом гусеница превращается в куколку, окутывая свое тело коконом. Я уже говорил вам, что кокон является даром, который гусеница приносит Солнцу, создавая его из своего собственного тела, и я объяснял, что нити кокона прядутся в направлении световых лучей. Гусеница отдает себя действию света, она следует за световым лучом. Она прядет, затем останавливается, пока не займется новый день. Собственно, это космический солнечный свет ткет она таким образом — солнечный свет, проникнутый материей. Итак, шелковая нить шелкопряда, употребляемая при изготовлении шелка, состоит на самом деле из солнечного света, перемешанного с физической материей шелковичного червя. Шелкопряд изготовляет этот шелк из собственной субстанции, следуя направлению солнечных лучей, и таким образом он строит вокруг себя кокон. Но чтобы эта работа была окончена, ему необходимо влияние Юпитера, которое должно видоизменить влияние Солнца.

И тогда, облеченная светом, несомая светом, из кокона рождается бабочка. Она покидает крошечную темную комнатку, куда свет входил тем же способом,  как он входит во внутренность кромлеха. Я описывал это, когда говорил о друидах.

И только с помощью Сатурна Солнце может так модифицировать свой свет, что бабочка заблещет многообразием своих красок.

Поэтому, смотря на великое множество порхающих в воздухе бабочек, похожее на волнующееся море, мы знаем, что их сотворила не Земля. Они опустились сверху. Бабочка не спускается ниже солнечной области Земли. Космос дарит нам этот венец из бабочек. Сатурн дает им краски, Солнце — силу летать, а свет поддерживает их в этом полете.

Мы можем рассматривать бабочек как маленьких существ, которые были, так сказать, посланы на Землю Солнцем и тем, что в нашей планетарной системе находится над Солнцем.

Бабочки и насекомые, включая стрекоз, — дары Сатурна, Юпитера, Марса и Солнца. Земля не могла бы создать ни одного из насекомых; без содействия этих внешних планет и Солнца Земле не создать даже блохи: мир насекомых Земле даровало Солнце вместе с внешними планетами. И то, что эти последние могут преподнести Земле такой великодушный дар, возможно благодаря первым двум метаморфозам Земли, происшедшим с ней в ее развитии (см. рис.).

Рис.1

Посмотрим теперь, какова роль двух последних метаморфоз: Луны и Земли. В начале лунного периода эволюции Земли бабочки не были похожи на тех, которых мы знаем в наши дни.

В начале третьей, лунной метаморфозы Земли ее состояние еще не зависело в такой степени от Солнца. Собственно, Солнце тогда было соединено с Землей, оно отделилось позднее. И бабочка еще не была столь чопорной, чтобы не доверять Земле свои зародыши. Ведь она, доверяя их Земле, одновременно поручала их и Солнцу. А затем ситуация изменилась. Разумеется, говоря о двух  первых метаморфозах, можно говорить лишь об отдаленных предках мира насекомых. В то время доверить Земле зародыши было все равно, что доверить их одновременно внешним планетам и Солнцу. Но после того, как Земля уплотнилась, когда появилась вода, когда стали ощущаться магнитные силы лунного происхож дения, все изменилось и началось разделение.

Мы говорили, что все принадлежащее миру высот является воздухом-теплом, а нижний мир — это вода- земля. Были зародыши, судьбой которых стало быть доверенными воде-земле. Но были и другие, которых как бы задержали в развитии и доверили не Земле, а Солнцу, присутствующему в Земле.

Обратимся к рассмотрению той части зародышей насекомых, которая была доверена Земле в начале третьей, лунной метаморфозы. Видите ли, эти зародыши находятся под влиянием земного воздействия, то есть водного лунно-земного воздействия, так же, как зародыши других насекомых подпадают исключительно под солнечные воздействия и воздействия всех планет выше Солнца. Те зародыши, которые входят в область воздействия земного и водного элемента, становятся зародышами растений. А те, что остались вверху, сделались зародышами насекомых. И с началом третьей метаморфозы земного развития возникли зародыши растений. Так дотоле солнцеобразное было преобразовано в лунно-земное.

Проследите эволюцию бабочки: яйцо, гусеница, куколка, бабочка. Она протекает под влиянием внеземного Космоса. Когда же зародыш становится земным, когда его доверяют Земле, вместо того, чтобы доверить Солнцу, то из него выходит корень растения. И вместо гусеницы, ползущей под влиянием Марса, мы видим стебель и лист, которые развиваются по спирали, как бы выползают по спирали. Лист — это гусеница, которая подпала под влияние Земли. Взгляните на гусеницу, когда она ползет: то, что в ней заключается от мира высот, соответствует выросшему листу, существу нижних областей, вышедшему из семени. А лист растения — это метаморфоза корня, пересаженного из области солнечного в область земную.

Поднимаясь к вершине растения, мы отмечаем возрастающее сжатие, вплоть до чашечки цветка, которая соответствует куколке. Наконец, распускается сам цветок, соответствующий бабочке. Он расцвечен, как и она. Теперь цикл завершен. Как бабочка откладывает яйцо, так же и цветок производит семена, обеспечивающие продолжение рода. Теперь вы видите, что бабочка, порхающая высоко в воздухе, — это растение, поднятое в воздушное царство. Развитие бабочки от яйца до мотылька под влиянием Солнца и верхних планет то же, что и развитие растения под влиянием Земли. В то мгновение, когда появляется лист (см. рис.), начинаются влияния Луны, затем Венеры и Меркурия. Потом они уступают место земному влиянию.

В результате мы можем сформулировать два следующих изречения, выражающих великую тайну природы:

Взгляни на растение! 

Это — бабочка, 

Прикованная к Земле.

Взгляни на бабочку!

Это — растение, 

Освобожденное Космосом.

Растение — это бабочка, прикованная к Земле! Бабочка — это растение, освобожденное Космосом!

Смотря на бабочку или на любое другое насекомое, которое выходит из яйца, а затем, пройдя стадию гусеницы, достигает состояния крылатого насекомого, мы узнаем растение, вознесенное в воздушное царство и дифференцировавшееся в воздухе благодаря влиянию Космоса. Если же, наоборот, смотреть на растение, то можно узнать в нем бабочку или насекомое, прикованное к нижнему царству: Земля захватила зародыш, вместо гусеницы родилась листва, вместо куколки по направлению к вершине растения совершается сжатие. А вместо бабочки распускается цветок. Стоит ли удивляться, что в природе существует такая тесная связь между растениями и насекомыми? Нет, потому что духовные существа, обитающие в теле бабочек и насекомых, могут себе сказать: "Здесь, внизу, живет наша родня, и мы должны быть связаны с ней и смаковать нектар, который она для нас сделала. Это наши братья! Это те из наших братьев, которые попали в плен к Земле и у которых судьба сложилась иначе, чем у нас".

Наоборот, духи, которые живут в растениях, могут поднять свои взоры к бабочкам и сказать себе: "Это наши небесные сестры".

Как видите, познание мироздания не может состоять из чистых абстракций, ибо абстракции не ведут к познанию. То, что действует в Космосе, действует, как самый совершенный художник. Космос создает всё по законам, которые могут полностью удовлетворить художественное чувство. Никто не сможет постичь это превращение бабочки в растение, если в самом себе не осуществит превращения в художественный образ того, что ранее было просто абстрактным понятием. Никто не поймет метаморфозы цветка в бабочку, осуществляемой силами воздуха и света, если не сообщит абстрактной мысли динамику и жизнь, присущие художественному образу. Но невозможно созерцать это глубокое родство вещей и существ, это соотношение между царствами природы, не ощущая себя вознесенным над самим собой благодаря этой великой мистерии.

Наблюдать насекомое, садящееся на цветок, значит в то же самое время видеть астральное, царствующее в цветке растения. Растение горячо стремится выйти за пределы земной области, и эта тоска по небу выражает себя в таких чистых красках лепестков! Растение не может само удовлетворить это свое стремление. И вот тогда из глубин Космоса к нему прилетает бабочка. Видя ее, растение удовлетворяет свое желание и утоляет свою тоску. Горячая тоска по небу у растений всюду умиротворяется видом насекомых, и особенно бабочек. Цветочные лепестки своими яркими красками посылают в космическое пространство томление, которое, по сути дела, является тоской о познании. А порхание переливающихся множеством окрасок бабочек утоляет их тоску. Горячая тоска на земле и чудесное удовлетворение мольбы, спускающееся с небес. Так происходит чудесный обмен мира растений с миром насекомых. Вот что наблюдает ясновидящий на поверхности нашей Земли.

Поскольку мы нашли переход к миру растений, мы можем теперь расширить свои представления об отношениях человека и животных. Далее я смогу включить в наше рассмотрение мир растений. Мы сможем тогда окинуть взглядом все составляющие организма Земли и его связь с человеком. Для этого необходимо точно определить, какова связь, которая соединяет бабочку — этот воздушный цветок, этот порхающий цветок — с самим растением. Запомним хорошенько, что земное растение — это закрепленная на месте бабочка, а бабочка — это освобожденное небом растение, так как это позволяет нам перебросить мост между миром животных и миром растений и пренебречь теми банальностями, которые обычно высказываются по этому поводу (между прочим, и теориями самопроизвольного зарождения). Такие прозаические концепции не открывают нам истинные тайны Космоса. В них проникаешь, только трансформируя прозаические понятия в художественные. Тогда приходишь к представлению о яйце бабочки, отмеченном печатью небесного происхождения (такое яйцо может быть доверено только Солнцу), или о растении, которое возникает позднее, когда описанное яйцо проходит метаморфозу по причине того, что, доверяемое раньше Солнцу, оно стало доверено Земле.

[ В заключении лекции описываются нападки на труды и личность Рудольфа Штайнера — например, в четвертом томе книги Фрица Маутнера "Атеизм и его история на Западе". Это описание перенесено в ПСС. Т. 259. ]



Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru