RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Человек как единое звучание творящих мировых Слов GA_230

Шестая лекция

Дорнах, 28 октября 1923 года

Прежде чем продолжать изучение разнообразных творений минерального, растительного и животного мира, связанных на Земле с человеком, необходимо бегло проследить эволюцию самого человека. Я многократно писал и говорил об этом и сегодня представлю этот предмет только в общем виде.

Современная наука старается главным образом доказать, что самые развитые существа разных царств природы: растения, животные и человек — вышли из неодушевленного мира и ведут свое происхождение от так называемых неорганических субстанций и сил.

Истинное познание эволюции приводит к иному выводу. Человек — такой, каким он предстает нам сегодня, — самое древнее существо земной истории, так как его прошлое восходит ко временам древнего Сатурна. Я об этом уже писал в "Очерке тайноведения". Человек является первым созданием в эволюции Земли. Животное царство было присоединено к Земле только в эпоху древнего Солнца, а затем, в эпоху древней Луны, — царство растительное. Что касается царства минерального, то, в сущности, оно является продуктом земной эпохи и возникло только в эту эпоху развития нашей планеты.

Мы будем рассматривать человека прежде всего в его современном состоянии, и первый вопрос, который мы себе зададим, будет: какая часть человеческого тела является самой древней с точки зрения процесса эволюции? Это — голова человека. Зачаток человеческой головы появился, когда Земля находилась еще в  сатурническом периоде своей метаморфозы. В этот момент Земля состояла только из тепловой субстанции и сама по себе голова человека была только бурлящей, переменчивой и текущей теплотой. Во время солнечного периода человеческая голова была родственна воздуху, а во время лунного — воде. И только на самой Земле она приобрела плотность и костное строение. Первый, сатурнический этап развития человеческой головы в настоящее время очень трудно изобразить с помощью данных внешнего познания. Одновременно с ней (вы могли это вывести из предыдущей лекции) появились зачатки существа бабочки. Далее я буду детально говорить и о других насекомых. Остановимся пока на бабочках. Если мы проследим развитие со времен старого Сатурна и до наших дней, то есть до земного бытия, то сможем сделать вывод, что сначала создался зачаток человеческой головы в тончайшей субстанциальной форме; одновременно появилось и то, что проносится по воздуху как существо бабочки. Они продолжали развиваться. Развитие человека, если представить его на рисунке, направлено к отображению душевного, центробежного движения. Бабочка же, напротив, — это существо, во внешнем виде которого Космос отображает все самое прекрасное, что в нем есть. Бабочка— это существо, в пыльце крылышек которого как бы сосредоточилась вся красота и величие Вселенной. Значит, существо бабочки надо представлять как бы зеркальным отражением красоты вышнего мира. Тогда как человек принимает в себя, включает в себя, перерабатывает в своей душе вышний мир, становясь внутренне как бы эссенцией Вселенной, а затем излучает ее наружу, придавая ей форму человеческой головы: так что мы должны в последней усматривать результат этого центробежного излучения, а в существе бабочки — центростремительную конструкцию. Для того, кто ясновидчески созерцает эти вещи, углубиться в самые древние  таинства эволюции, в сатурнические тайны человеческой головы, в силы, которые первоначально действовали в круглой коробке черепа, и оказаться приведенными к миру современных бабочек, к тому, что можно повстречать повсюду во внешнем мире, — значительный опыт! Чтобы изучить твое внутреннее существо, о человек, для того, чтобы научиться познавать чудо твоей собственной головы, обернись к другому чуду — к бабочкам, находящимся повсюду в природе! Вот тот великолепный урок, который можно вынести из ясновидческого рассмотрения Космоса.

Когда эволюция от древнего Сатурна перешла к древнему Солнцу, то появилось новое создание, которое было продолжением развития головы: ее воздушная метаморфоза. В то же время — тоже в очень тонкой субстанциальной форме — появились первые зародыши того, что позже стало грудью — органами дыхания и сердцем. Итак, сатурническое состояние представляет преимущественно человеческую голову. Вернее, голова — это позднейшая метаморфоза этой формации. Но в солнечном периоде мы находим человека, уже сформировавшегося из двух частей: головы и груди. И то, что представляет человеческую грудь, начинает дифференцироваться. Одновременно с завершением Сатурна и началом периода древнего Солнца возникает то, что представлено в виде некоего животного: это Орел. Племя птиц возникло в первой части солнечного периода; во второй части этого же самого периода родились животные, которых мы называем — животное-грудь. Их представитель — Лев. Первые зачатки этих животных восходят к эпохе древнего Солнца.

Видите, какая огромная разница существует между эволюцией высших животных и эволюцией человека. Позже я еще расскажу о переходных формах животных, к которым принадлежат и обезьяны. Сегодня я стремлюсь набросать только своего рода эскиз. Запомните эту существенную разницу между эволюцией человека и эволюцией высших животных.

В ходе космической эволюции у человека первой появилась голова. Остальное было только собранием дополнительных органов, которые как бы примкнули к первоначальной формации головы. В космической эволюции человек формировался сверху вниз, начиная с головы. Наоборот, если мы возьмем, например, Льва, то во времена второго периода древнего Солнца он начинал формироваться и являлся только "грудью". Это существо с могучей организацией дыхания обладало необычайно упрощенной, словно атрофированной головой. Позже, когда Солнце отделится от Земли и будет действовать извне, Лев приобретет настоящую голову, произошедшую из его туловища. Лев, таким образом, вырастал вверх, исходя из груди. Человек же развивался, начиная от головы, книзу. Это существенная разница, и о ней не следует забывать.

В лунном периоде, являющемся метаморфозой Земли в элементе воды (древняя Луна, по существу, жидкое тело, хотя на ней впоследствии и появились роговидные включения), человек продолжает свой рост в уже указанном направлении, а именно книзу. Он приобретает зачаток системы пищеварения. Он не нуждался в ней в солнечном мире, где все было световыми колебаниями, светящимися волнами воздуха. В то время для питания ему было достаточно дыхательного аппарата и этот аппарат был снизу герметически закрыт. Солнечный человек состоял только из головы и легких. Но в лунный период ему стала необходима система пищеварения. Начиная с этой эпохи человек уже обладал тройной конституцией: головой, грудью и пищеварительным аппаратом. Поскольку на древней Луне вся субстанция была жидкой, человек в эту эпоху был снабжен дополнительными отростками, позволявшими ему плавать в воде. О руках и ногах можно говорить, только начиная с Земной эпохи. Конечности тела  появились только тогда, когда стала действовать сила тяжести, придававшая им форму. Конечности располагаются вдоль гравитационных линий и относятся всецело к земному периоду. В лунный период формировался главным образом пищеварительный аппарат, и он был совершенно иначе организован, чем в наши дни. В его задачу еще не входило снабжать организм субстанциями и силами, нужными для развития конечностей тела и их свободно управляемого движения. Это был совершенно иной пищеварительный аппарат, отличный от земного, в который он позже преобразовался. Итак, запомним: пищеварительный аппарат человека — лунного происхождения.

И так же, как мы нашли параллельно развитию головы и груди последовательное появление бабочек, птиц и животных груди, представителем которых является Лев, в лунный период появляются животные с развитой функцией пищеварения. Их типичным представителем является Корова (Телец).

В чем отличие эволюции коровы от эволюции человека? На древней Луне корова прежде всего развила свою пищеварительную систему; и только позже, после отделения Луны от Земли, появились органы туловища и совершенно особой формы голова как производное пищеварительного аппарата. У человека эволюция следует по пути: голова, грудь, пищеварительный аппарат. У льва она начинается с груди, к которой затем присоединяется голова, а органы пищеварения появляются уже одновременно с пищеварительным аппаратом человека. У животных типа коровы первой формирующей системой является пищеварительный аппарат; грудь и голова возникают позже. Итак, человек следует эволюции сверху вниз. Лев — эволюции, исходящей из центра и продолжающейся как кверху, так и книзу. Корова эволюционирует снизу вверх. Космическое усовершенствование коровы имеет направ ление, в точности противоположное человеческому.

Оно исходит из органов пищеварения и поднимается к груди и к голове. Это раскрывается в процессе созерцания эволюции человека.

Но теперь возникает другой вопрос: является ли корова единственным созданием, появившимся в этот лунный период человеческой эволюции? Никоим образом. В каждый планетарный период метаморфозы Земли уже имевшиеся существа продолжают свою эволюцию, но в то же время рождаются и новые. Корова родилась во время первых фаз лунного развития. После этого появились другие животные, зарождение которых, самое начало, относится уже к последним фазам лунного периода. Поэтому они не могли претерпеть ту метаморфозу, что и корова, когда событие выхождения Луны из состава Земли как бы извлекло из живота коровы орган сердца и орган головы, а застыли на уровне позднее появившихся животных; этот уровень зафиксирован и в устройстве пищеварения человека. Так возникли существа, которые остались исключительно представителями пищеварения: застыли на той ступени, которая соответствует нижней части туловища человека.

Так же, как мы соотносим с человеческой головой орла и бабочку, а с человеческой грудью — льва, мы можем соотнести человеческую брюшную полость с коровой, но не забывая, что в результате своей эволюции корова в последующем развитии присоединила все, прилежащее к этой полости сверху. В противоположность корове, некоторые животные целиком и полностью являются эквивалентом человеческой брюшной полости как таковой, это — амфибии и рептилии: жабы, лягушки, змеи, ящерицы и так далее. Эти животные представляют собой самостоятельный пищеварительный аппарат — и ничего больше.

Амфибии и рептилии появились во второй половине лунного периода в исключительно неуклюжей и неотделанной форме. Можно их рассматривать как  подвижные желудки и кишки. Даже в позднейшие времена, в земной период, их голова очень мало дифференцировалась и никогда не играла большой роли. Проанализируйте лягушку, жабу или змею: эти существа произошли в ту эпоху, когда человек обрел свой пищеварительный аппарат, который был присоединен как дополнение к тому, что у него уже было.

Во время земного периода, когда человек под воздействием тяжести и магнетизма развил свои конечности, эти животные были наделены головой, но, как уже говорилось, эта голова выглядит атрофированной. Вспомните маленькую голову черепахи, выступающую из-под ее тяжелого щита. Не похожа ли она скорее на лапу? Возникает чувство, что пища, попадающая в эту глотку, непосредственно проходит в желудок в обход промежуточных органов.

Если таким образом изучать человека и соотносить каждую часть его тела с каким-либо классом животных, то пищеварительные функции следует соотнести с рептилиями и амфибиями. Человек носит с собой в кишечнике продукты своего пищеварения. Можно сказать, что Космос несет по всей Земле в грандиозном космическом кишечнике, который он строит в водно-земном элементе Земли, жаб, лягушек, змей. Если же искать то, что соответствует органам воспроизведения себе подобных у человеческого существа, то это окажутсярыбы. Органы размножения были эскизно едва намечены в самом конце лунного периода и приняли окончательную форму только во время земного развития; им соответствуют рыбы и еще более низшие животные. Итак, рыбы — запоздалые творения эволюции. Это существа, присоединившиеся к другим животным в ходе эволюции в то время, когда у человека органы размножения присоединились к пищеварительным органам. Змею можно рассматривать как промежуточное существо между функциями пищеварительными и функциями воспроизведения. В человеческом организме она соответствует мочеточникам. Она появилась в ходе эволюции одновременно с мочеточниками человеческого организма.  Человек начал свое становление с головы, затем он развивался сверху вниз, и, наконец, Земля, так сказать, извлекла из него конечности его тела, приведя их в равновесие с тяжестью и магнетизмом. Разным фазам развития человека соответствуют разные классы животных.

Бабочки

Птицы. Львы

Коровы. Рептилии, амфибии. Рыбы

Сатурн:

Солнце:

Луна:

голова

голова-грудь

голова-грудь-низ туловища

Такова достоверная картина эволюции и истинное родство земных существ. Каждое из них пошло своей дорогой и постепенно приобрело свой сегодняшний вид.

Бабочка и птица — это существа, ставшие по форме земными, но по своей сути, как мы уже здесь говорили, бабочка — это существо из света. Если бы бабочка могла говорить, она бы сказала, что обладает телом из света с тончайшим налетом земной пыли. Для нее материальное — только наносное, только багаж. Птица — существо из воздуха и тепла. Ее телесную форму наполняет теплый воздух. Остальное — это груз, багаж, который она тащит на себе. Мы видим этих существ только в одеянии из земли и воды, но под ним они сохранили свою первоначальную природу, которая является только светом или теплом. Это — самые древние существа в эволюции. Эти существа также сохранили формы, напоминающие тому, кто может прозревать во времена, предшествовавшие нисхождению человека на Землю, ступени его собственного духовного развития. Конечно, это уже земные формы, ибо наличествует налет земной материи. Но если вы правильно представите бабочек, этих  порхающих, парящих световых существ, если вы мысленно удалите с них налет земного, если вы мысленно удалите с птицы примесь земного, если вы представите себе тот энергетический вихрь, который превращает птицу в организм с подогретым воздухом, а оперение птицы — в одни только сияющие лучи, если вы подумаете обо всем этом, то эти существа, получившие свой современный вид и размеры только из-за своего наружного облачения, напомнят вам тех, которых знавало и наше человеческое существо до его нисхождения на Землю. И тот, кто может прозревать в духовный мир, понимает, что бабочка и птица — это напоминание о тех духовных формах, среди которых пребывал человек, прежде чем спустился на Землю: о существах высших Иерархий. Бабочка и птица, рассмотренные в свете науки посвящения, представляют собой только претерпевшие метаморфозу и сократившиеся в размерах воспоминания о духовных формах, окружавших человека до его нисхождения в земную эволюцию. Гигантский образ бабочки сократился до предела, потому что ей надо было преодолевать тяжесть материи. Но освободите бабочку от земной материи, и вы увидите, как она приобретет грандиозные размеры — размеры огромного духовного существа: Архангела, сверкающего светом и силой. Мы уже говорили, что животные, обитающие в воздухе, — земные отображения того, что духовно существует в высших мирах. Поэтому естественно, что во времена инстинктивного ясновидения люди, которым предстояло дать художественное изображение духовных существ, составляющих Иерархии, инспирировались формой крылатых животных. Это было основано на верном познании, так как, в сущности, физические формы бабочек и птиц являются метаморфозой существ духовных Иерархий. Это не означает, что духовные существа метаморфизировались в бабочек и птиц. Эти животные — только их метаморфизированные образы. 

Существа духовных Иерархий сами по себе совершенно отличны от этих образов.  Я вам уже говорил, что бабочка — это существо из света. В продолжение своей жизни она передает в космос одухотворенную материю. По аналогии с современным термином из физики солнца, эту одухотворенную земную материю, передаваемую космосу, я назову короной. Эта корона окружает Землю и непрерывно сияет. Она исходит из бабочек, но она также пронизана истечениями одухотворенной материи, исходящей от птиц, когда они умирают. Духовно созерцаемая  извне, она предстает как огромный светящийся пояс, который сохраняется даже зимой (благодаря действию некоторых законов) и пронизывается лучами, исходя щими из мира птиц.

В то мгновение, когда человек вступает на обратный путь, начиная опускаться из духовных миров к новому существованию в мире земном, его прежде всего влечет на Землю эта корона, состоящая из одухотворенной земной материи, этот сияющий пояс нашего земного шара. А лучи, исходящие от птиц, действуют на него как магнит, мощно притягивающий его к нашему миру. Вот таким образом в животных, населяющих нашу атмосферу, мы находим еще более глубокий смысл, чем это можно было себе представить. Именно так во всех видах живого должно искать духовное. Достичь понимания разнообразных видов живых существ можно, только ища духовного. Земля зовет и влечет человека, готовящегося к инкарнации, красотой этой двойной блистающей короны — порождением бабочек и птиц, — которая излучается в космическое пространство. Таковы реалии, воздействующие на человека после того, как он прожил определенное время в чисто духовном мире между смертью и новым рождением; таковы явления, которые зовут и притягивают его к земной жизни. Стоит ли удивляться тому сложному и загадочному чувству, которое мы обычно испытываем при виде бабочек и птиц? Это чувство исходит из глубин подсознания. Это тоска по Земле, по земной жизни, которую мы испытали в духовном мире и которая смутно возрождается в нашем воспоминании [ См. в этой связи описание неофитов в восьмой картине Драмы-Мистерии "Пробуждение душ"]

Это подводит нас к другому событию, которое я часто описывал, и знанию того, что человек, покидая Землю и проходя через врата смерти, утрачивает свою голову; она, так сказать, распыляется в космическом пространстве. После этого весь остальной его организм претерпевает метаморфозу (разумеется, в том, что относится к образующим его силам, а не к его субстанции); весь остальной человеческий организм преобразуется в будущую голову его следующего воплощения. Человек, который хочет снова найти путь к Земле, стремится сформировать свою будущую голову. [Ср. также двенадцатую лекцию в цикле "Человеческое становление, Мировая душа и Мировой дух").]  И в действительности, голова — это часть эмбриона, развивающаяся в первую очередь в том виде, который уже предвещает будущее человеческое существо. Эта тенденция развоплощенной души к образованию головы тесно связана с процессами в мире крылатых — птиц и бабочек, и эти крылатые существа, собственно говоря, вызывают человека из его сверхчувственного существования и приводят его к существованию в чувственном мире.

После этого, в течение своей эмбриональной жизни, человек сначала получает хорошо организованную голову; позже, в теле матери, земные силы, так сказать, моделируют остальные органические системы, пищеварительный аппарат и так далее. Верхняя часть человеческого организма зависит от того, что является теплом и воздухом, в то время как его нижняя часть (присоединяющаяся к нему во время его эмбриональной жизни подобно тому, как она была присоединена к нему в процессе космической эволюции) зависит от  водно-земного элемента. Этот водно-земной элемент, прежде чем внедриться в человека, должен быть обработан специальным образом; именно это и происходит в материнском организме. Когда этот элемент начинает автономно создавать формы, то из него рождаются низшие животные: амфибии, рептилии, позднее — рыбы и другие мало изменившиеся в процессе эволюции создания.

Бабочка может с полным правом считать себя существом из света, а птица — существом из тепла, но низшие животные никоим образом не могут иметь подобных претензий. Рассмотрим рыб, какими мы их видим в наши дни. Они, можно сказать, предоставлены формообразующим силам, которые действуют на них извне, в то время как у человека они действуют изнутри. Рыба живет в воде, но вода — это не только соединение водорода с кислородом, как считают химики. Вода пронизана действующими в ней всевозможными космическими силами. Даже силы звезд нисходят в воду; ни одна рыба не смогла бы выжить, если бы вода представляла собой только соединение водорода с кислородом. Как бабочка чувствует себя световым существом, а птица — существом нагретого воздуха, так рыба чувствует себя существом из воды и земли. Что же касается самой воды — той, которую рыба всасывает в себя, — то у рыбы нет впечатления, что эта вода является главной составной частью ее существа.

У птицы есть ощущение, что воздух, который она вдыхает, — ее собственное существо. Этот воздух, проникающий в нее и распространяющийся по всему ее телу, — она сама(см. рис.: голубой).

Рис. 6

Рыба всасывает воду, но она не чувствует, что вода — это она сама; она не может сказать себе: "Я состою из воды". Она ощущает себя содержащей воду и окруженной водой. Она — вместилище, оболочка, блестящая чаша воды. Сама по себе  вода для нее относительно чуждый элемент, который входит в нее и выходит, принося ей воздух, в котором она нуждается. Но и воздух ей тоже чужд. Вот ощущения, возникающие в физическом теле рыбы. Но у рыбы есть также эфирное и астральное тела. Если вода, содержащаяся в ней, остается частью необъятной  водной стихии, то эфир — реальная среда, в которой рыба живет. Она не ощущает свою принадлежность астральному. По существу она эфирное животное. Физически она — сосуд, кубок с водой. Вода, находящаяся в рыбе, составляет одно целое со всеми водами Земли, ибо вода и влага распространены во всех частях земного шара, и именно в этой воде, в этой влаге рыба воспринимает эфир(см. рис.: лиловый). В земном мире рыбы немы. Но если бы рыба могла рассказать, что она чувствует, то сказала бы: "Я — чаша; эта чаша вмещает разлитый по всему земному шару водный элемент, носитель элемента эфирного. На самом деле я плаваю в эфире". Рыба сказала бы: "Вода — это только Майя, реальностью является эфир, в котором я плаваю". Рыба ощущает жизнь Земли как свою собственную жизнь.

Именно в этом заключается ее особенность. Она принимает самое интимное участие во всех сезонных изменениях земной жизни. Летом она чувствует восхождение эфирных сил, а осенью их нисхождение. Она воспринимает эфир как составной элемент дыхания земного шара. Эфир воспринимается рыбой как дыхание Земли.

Доктор Ваксмут однажды рассказывал нам здесь об этом дыхании Земли. [ Ваксмут Г.   Эфирные формообразующие силы в Космосе, Земле и Человеке. — Штутгарт, 1924.] Это была прекрасная лекция. Ну что ж, рыба, обладай она способностью делать доклады, могла бы сделать такой же доклад на основании собственного опыта. Потому что обо всем, что было сказано, рыба имеет представление. Она воспринимает возникновение различных явлений, связанных с дыханием Земли. Она в чрезвычайной мере и очень земным образом принимает участие в дыхании Земли, в ритме времен года, ибо главное для рыбы — жизненный, эфирный элемент с его приливом и отливом, увлекающим за собой все дышащее.

С амфибиями и рептилиями дело обстоит иначе. Лягушки, например, могут послужить нам образцом. У них мало связи с эфирными элементами Космоса, они связаны, скорее, с астральным элементом. Рыба могла бы сказать: "Я — существо, ставшее земным, рожденное земноводным элементом, но моя истинная жизнь — это жизнь всего Земного шара, его космическое дыхание". Лягушка охарактеризовала бы себя по-другому, ибо она связана с астральным элементом Космоса.

Говоря о растениях, я уже упоминал об этой астральности мироздания, и далее я покажу вам, как эта астральность касается вершины растения — цветка. Лягушка принадлежит к этой астральности, к тому, что можно назвать астральным телом Земли, так же, как рыбы принадлежат к ее эфирному телу. У рыбы тоже есть астральность, но она у нее собственная, своя.

У лягушки есть эфирное тело, которым она владеет и которое связано с ней гораздо сильнее, чем у рыбы, но астральное тело у нее как бы общее со всем мирозданием. И она принимает участие во всех больших астральных явлениях времен года, во всей той игре, которую ведет астральность Земли: в испарении воды, в ее конденсации в дождь и тому подобном.

Материалист попросту считает, что вода превращается в пар по таким-то и таким-то аэродинамическим и аэромеханическим законам. Он наблюдает ее восхождение и образование капель. Когда капли тяжелеют, то они падают. Но этот способ познания напоминает некоторые теории циркуляции крови, которые игнорировали то, что одушевляет всю систему кровообращения. В кругообороте поднимающейся и опускающейся воды живет астральная атмосфера Земли, ее астральность. И я не рассказываю небылицы, когда утверждаю, что лягушки принимают участие в этой игре астральных сил, к видимым проявлениям которой принадлежат метеорологические явления. Это относится и к рептилиям, но в меньшей степени. Не правда ли, вы знаете, что лягушек используют в качестве барометров для предсказания дождя или хорошей погоды. Это примитивное использование свойств этих животных, у которых астральное тело переходит в астральное Земли. Лягушка не может сказать, что она сама что-то чувствует; она просто является носителем чувствований Земли, которые варьируют в зависимости от сухой или дождливой погоды. Поэтому лягушки и устраивают концерты — более или менее гармоничные — при некоторых атмосферных условиях. Эти концерты — выражение переживаний лягушки в астральном теле Земли. Лягушка не квакает, если ее не побуждает к этому весь Космос; она сопереживает астральному Земли.

Резюмируя вышеизложенное, мы можем сказать, что существа, обитающие в водно-земном элементе, очень  интенсивно ощущают земные процессы. Рыба ощущает жизненные процессы Земли, лягушки и вообще амфибии и рептилии — чувствования и впечатления Земли. Возвратимся теперь к пищеварительному аппарату человека. Он формируется, как я уже сказал, изнутри наружу. Для того, чтобы понять эти законы, надо внимательнее понаблюдать амфибий и рептилий, так как они проявляют внешним образом те силы, которые одушевляют человеческий пищеварительный аппарат. С помощью этих сил, служащих намдля пищеварения, природа создает змей, жаб, ящериц и лягушек. В природе нет ничего безобразного, просто надо все рассматривать объективно. Если действительно хочешь понять, чем является толстая кишка в организме человека с ее силами испражнения, следует обратить внимание на жабу. Жаба получает извне приток таких же формообразующих сил, которые действуют в толстой кишке человека. Это описание не столь поэтично, как описание бабочки. Но мы обязаны с величайшим беспристрастием созерцать разнообразные проявления мировой жизни.

Таким образом можно составить себе точное представление о том, как Земля разделяет жизнь Космоса. Вы видите то, что в своей совокупности составляет органы выделения Земли. Экскременты Земли являются живыми существами: она выталкивает, например, жаб. Создавая жаб, Земля освобождается от элементов, которые не может использовать.

Все это показывает нам, что внешний облик природы всегда и везде согласуется с ее внутренней реальностью. Тот, кто сказал: "Ни один сотворенный ум не в состоянии проникнуть во внутреннее природы"[ Этот тезис опровергается в стихотворении Гёте "Дружеский призыв". ], — не знал, что внутреннее у природы всегда проявлено в ее внешнем. Можно достигнуть понимания всего внутреннего, заключенного в человеческом существе, изучая то, что живет вне его в Космосе. Все в человеке с головы до ног можно объяснить с помощью тех существ, которые, окружая его, населяют земной шар. Потому что человек и мироздание едины.

Представим себе большую окружность; центростремительные силы этой окружности сходятся, как в фокусе, в центральной точке окружности. Под действием этих центростремительных сил большая окружность создает внутри окружность поменьше; центр этой окружности радиально излучает ее силы: центробежные силы на периферии образуют собственную окружность. Окружность поменьше под действием центростремительных сил сужается еще больше; из ее центра, в свою очередь, центробежные силы, излучаясь, образуют периферийную окружность, размером побольше. В определенный момент внешняя и внутренняя окружности должны сравняться.

То, что находится в человеке, продолжает излучаться все дальше. И  внешнее существо человека у своих границ встречается с внутренним существом Космоса. В той точке, где наши чувства встречаются с мирозданием, происходит контакт между тем, что вместе с человеком излучается изнутри вовне, и тем, что вместе с Космосом концентрировалось извне вовнутрь. Именно в этом смысле человек является малым мирозданием: микрокосмом перед лицом Макрокосма. Он заключает в себе все чудеса и все тайны Макрокосма, но только в противоположном направлении развития.

Если бы Земля была только тем, что я описывал до сих пор, то это было бы в высшей степени прискорбно для ее эволюции. Земля выделяла бы жаб, а в один прекрасный день, наподобие человеческого существа, должна была бы распасться и уничтожиться. Но ведь до сих пор мы принимали во внимание только человека и животных и не занимались растениями. В последующем мы проникнем в сферы растительного и минерального. Мы увидим, как во время земного периода появились минералы, как скалы наших первоначальных гор медленно слагались растительным царством, как сравнительно недавно возникшие животные откладывали известковые горы. Минеральное царство является отложением растительного и животного царств; большей частью оно происходит от низших животных. Жабы внесли очень малый вклад в минерализацию земного шара, а рыбы и того меньше. Напротив, низшие животные и растения привнесли очень много. Существа с кремниевым или известковым панцирем либо раковиной, умирая, покидают то, что они создали силами своей животности, а растения оставляют останки своей растительной жизни. Эти минеральные элементы распадаются, и тогда более высокая сила завладевает ими, чтобы построить из них нечто новое. В некоторых местностях Земли такое минеральное царство может даже приобрести первостепенное значение.

Проследим линию эволюции, пройденную Землей: тепловая фаза, воздушная фаза, водяная фаза и земная, минеральная фаза. Человеческая голова принимала участие в прохождении всех этих фаз, и фаза минерализации проявила себя во внешней части черепа, в его костной части, которая деградировала, но в которой все же можно найти остатки былой жизнеспособности. Минеральный характер головы еще ярче выражается присутствием в ней органа пирамидальной формы — шишковидной железы. Расположенная по соседству с четверохолмием и зрительными буграми, она выделяет то, что называют "мозговым песком". Это песчинки лимонно-желтого цвета, которые накапливаются у одного из окончаний шишковидной железы. Этот песок действительно является минеральным элементом человеческой головы. Когда этого песка недостает, то человек обречен стать идиотом, деградировать. У нормального человека шишковидная железа относительно большая, у идиота она размером с льняное семя и не выделяет песка.

Именно в этом минеральном включении — в шишковидной железе — пребывает человеческий дух. Это значит, что живое не может непосредственно служить обиталищем духовного: духу необходимо неодушевленное тело, расположенное в центре человеческой головы, там оно имеет возможность пребывать в полной автономности.

Такова величественная картина развития, которое привело нас от бабочек и птиц, представителей нашей головы, к низшим ступеням животной жизни — рептилиям и рыбам. Завтра мы пройдем по этим ступеням и поговорим уже не только о животных, но и о растительных и минеральных существах. Если представители животного царства преподали нам великие уроки прошлого, то минеральное царство позволяет нам с надеждой взирать в будущее Земли. Но в связи с этим нам надо вернуться к вопросу, который я оставил невыясненным: к вопросу о промежуточных и переходных животных формах, ибо в предшествующих лекциях я мог говорить только о типовых животных, как бы отмечающих, так сказать, узловые моменты эволюции.



Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru