RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Человек как единое звучание творящих мировых Слов GA_230

Одиннадцатая лекция



Дорнах, 10 ноября 1923 года

Связи, существующие между человеком и его естественным окружением, сильно отличаются от того, о чем говорит наука наших дней. Обычно думают, что находящиеся в природном окружении человека минералы, растительность и животные, когда они поглощены и ассимилированы человеческим организмом, внутри этого организма продолжают вести себя так же, как во внешних процессах, химических или физических реакциях, которые ученые исследуют в своих лабораториях. Но это не так. Внутри ограды вашей кожи мир совершенно иной, нежели снаружи. Если ученые будут настаивать на своем, то станут, вероятно, по-прежнему искать в человеческом организме простое продолжение физико-химических явлений, которые наблюдают в колбах и ретортах, и продолжат рассматривать человеческий организм как сложное сочетание химических реакций.

Вспомните, что было сказано в предыдущей лекции: все минеральное превращается в человеке в тепловой эфир. Всякий минеральный элемент, проникающий в наш организм, претерпевает различные превращения, чтобы в определенное время достигнуть состояния чистого тепла — того чистого тепла, которое человек развивает из самого себя и которое превышает температуру внешней среды. Возьмем, например, какую-либо соль; эта соль, прежде чем организм сможет утилизировать ее для своего синтеза, для своего построения, должна пройти стадию теплового эфира.

Мы наблюдаем какой-либо минерал в природе, вне человека, и думаем, что этот минерал может запросто путешествовать внутри организма и входить в состав наших костей и наших зубов. Это — чистая бессмыслица. То, что включается в состав нашего организма, прежде прошло летучую стадию теплового эфира, а затем было превращено в то, что есть в составе живого человеческого организма.

С этим связано кое-что еще: поглощенный в твердой форме элемент растворяется во рту, принимает жидкую форму, затем — формы все более и более тонкие, вплоть до стадии тепла. Превращаясь в жидкость, этот элемент теряет свою плотность, свой вес, он становится менее земным; и когда он достигает состояния теплового эфира, он уже готов к принятию духовных импульсов из космического пространства.

Попытаемся представить, как минеральное превращается в человеческое: вот минерал, который входит в человеческое существо и претерпевает в нем изменения от жидкости и вплоть до теплового эфира. Природа огненного склонна воспринимать влияния высших Иерархий, и этот огонь затем устремляется сначала ко всем внутренним частям человека и, затвердевая вновь, образует то, что является субстанциальной основой отдельных органов человека. Ничто из того, что человек воспринимает, не остается в прежнем виде. Все заимствованное из минерального царства трансформируется в такой степени, что может воспринять духовно- космическое и с его помощью снова затвердеть до состояния земного.

Возьмите, например, немного фосфата кальция из человеческой кости. Это совсем не то же самое, что фосфат кальция из внешней природы или синтезированный в лаборатории. Это совершенно преображенный, согласно описанному процессу, фосфат кальция. Иначе говоря, это очеловеченный фосфат кальция.

Человеческому существу требуются многочисленные и разнообразные вещества, которые он, соответственно своему возрасту, преображает в тепловой эфир. Маленький ребенок еще недостаточно силен, чтобы преображать неорганические вещества в тепловой эфир. Ему еще нужно молоко — вещество, природа которого необычайно близка человеческому организму. Ребенок самостоятельно доводит это молоко до степени теплового эфира, благодаря чему в его теле возможна такая значительная пластическая переработка, особенно в том, что касается головы.

Нельзя понять природу человеческого тела, если не принимать во внимание ту основательную переработку всех элементов, которые в него попадают. Вследствие этого совершенно бесполезно пытаться определять при помощи химического анализа действительную ценность пищевого продукта. Надо знать, какое количество силы должен затратить организм, чтобы довести минеральные вещества, составляющие этот продукт, до состояния теплового эфира. Когда это превращение уже не может дальше осуществляться, минерал откладывается в организме, образуя в его тканях весомый земной остаток, и случается, что эти чуждые отложения остаточного неорганического наносят большой вред здоровью.

Вот что может последовать, когда, например, сахар, являющийся по происхождению органическим веществом, но минерализованным, не может превратиться в организме в тепловой эфир. Сахар откладывается, организм не может его использовать; в результате возникает опасное заболевание — диабет. Вследствие этого при употреблении каждого пищевого продукта надо принимать во внимание, до какого предела организм действительно способен безжизненное — будь то соль, которая сразу используется на построение материи, когда мы, например, поглощаем пищевую соль, будь то сахар — довести до состояния тепловой  материи, когда организм, привязанный к земле, воссоединяется с духовным Космосом.

Весь непереработанный осадок, все отложения, которые могут возникнуть в теле, показывают, что личность недостаточно сильна для того, чтобы духовно соединить с Космосом поглощенные вещества. Диабет — это только частный случай. Всякий элемент, введенный в человеческое тело, должен претерпевать в нем полную метаморфозу, иначе он угрожает стать источником болезни. Для сохранения здоровья надо тщательно следить за тем, чтобы ничто, до последнего атома, не оставалось в человеке в своем первоначальном состоянии. Это относится не только к веществам, но и к силам.

Рассмотрим, например, наружное тепло, которое мы воспринимаем, будь то температура какого-либо предмета или же температура воздуха. Чтобы это тепло было бы ассимилировано организмом, надо преобразовать его в человеческое, поднять на другой уровень. Организм овладевает внешним теплом, в которое он погружен, но, при этом до мельчайших частей изменяет его природу.

Предположим, что я выхожу из дома в холодную погоду и что из-за резкого холода или ветра я не в состоянии с нужной быстротой превратить внешнюю температуру в мое собственное тепло. Опасность, которая мне при этом грозит, состоит в температурном воздействии в его первоначальном состоянии. Это опасно. Нельзя получать наружное температурное воздействие и давать ему пассивно распространяться в себе. Надо быть все время в состоянии улавливать его всеми порами своей кожи и превращать его в человеческое тепло. Если же вы не в состоянии этого сделать, то получите насморк. Это интоксикация внешней температурой, которая не могла быть вовремя ассимилирована организмом.

Вы видите, как то, что является внешним для человеческого существа, действует в нем наподобие токсина и становится пригодным, только претерпев необходимые метаморфозы; поэтому нужно, чтобы человек овладевал внешними элементами, захватывал бы их своими собственными силами. Только благодаря человеку природные силы могут очеловеченными восходить к высшим Иерархиям. Пока они остаются в природе, они принадлежат элементарным духам. Именно через человека совершается это чудесное восхождение, благодаря которому элементарные духи передают плоды своей работы высшим Иерархиям. Что касается минерала, это восхождение может произойти, только если он преобразуется в тепловой эфир.

Перейдем к растениям. В растительном мире, если смотреть на него духовным взором, есть нечто чарующее, колдовское. Пройдитесь по лугу или войдите в лес. Выкопайте какое-либо растение. Посмотрев на него духовным взором, вы увидите поразительный набор, пробуждающий в душе подлинное восхищение. Про корень можно сказать, что он весь, целиком, находится в земной области; грубо говоря, в корне растения есть нечто очень земное! Корень, особенно если это репа или свекла, слегка напоминает зажиточного или откормленного банкира. Корень необычайно хорошо устроился и доволен собой. Он впитал в себя соли земли и пребывает в состоянии полного довольства. Он, так сказать, высосал соки земли. С этой точки зрения нет ничего более довольного жизнью, чем прекрасная репа, досыта напоенная питательным соком.

В качестве противоположности рассмотрим цветок. Невозможно взирать на цветок духовным взором и не замечать в нем отражения души — нашей собственной души, когда она исполненна самыми тонкими чувствами. Взгляните на какой-нибудь весенний цветок; в сущности, он — только порыв, это материализованное томление. И над всем этим миром цветов, который окружает нас весной, веет что-то чудесное.

Будь то фиалка, анемон, ландыш или же какой-либо желтый цветок, его вид поражает нас, точно этот цветок хочет сказать нам: "О, человек! С какой чистотой, с какой невинностью мог бы ты направлять свои желания к духовному миру!". Это сила желания, которая изливается из каждого весеннего цветка, но желания невинного и благочестивого.

Затем появляются более поздние цветы. Возьмем в качестве примера осенний безвременник. Можно ли смотреть на него, не испытывая легкого чувства стыда? Не предостерегает ли он нас против наших собственных желаний, которые могут сделаться нечистыми и запятнанными? Цветы безвременника, рассыпанные по осенним лугам, — не шепчут ли они нам со всех сторон: "Исследуй хорошенько мир твоих желаний, о человек! Посмотри, как легко ты становишься грешником".

Итак, мир растений — это природное зеркало морального сознания. Что может быть более поэтичным, чем представлять себе этот голос совести, сосредоточенный в одной-единственной точке в глубине нашей души, бесконечно умноженным в бесчисленных формах цветов, распускающихся в разные времена года и обращающих свою речь к людям. Растительный мир, если его хоть немного понимаешь, предстоит нам как огромное зеркало морального сознания.

Вы видите, насколько важно делать различие между самим цветком, который весь есть порыв к светлым далям космических пространств, который действительно раскрывается для того только, чтобы излить желания Земли в светлые дали космических пространств, и корнем, самодовольным и раздобревшим, приковывающим растение к Земле, без конца призывающим небесные устремления цветка к хорошему самочувствию и земному уюту.

Чтобы понять причины такого контраста, нужно проследить эволюцию, проделанную Землей вплоть  до момента, когда сформировался зародыш того, что позже стало корнем растения. Это было в эпоху, когда Луна еще была соединена с Землей. В то время лунные силы еще так сильно действовали в земном шаре, что могли превратить все растения в простые корни; Земля тогда состояла из другой субстанции, отличной от появившейся впоследствии. Луна была соединена с ней в одно тело. И мир корней мощно устремлялся книзу. Можно сказать, что корневое растительное царство мощно распространялось в подземном мире, а наверх могло бросать только мимолетные взоры. К Космосу растения направляли только тонкие и хрупкие побеги. Луна и лунные силы, поскольку они были причастны к земному шару, крепко привязывали к нему растение. У современных растений осталось это геоцентрическое стремление "укореняться".

С началом эпохи, когда Луна покинула Землю, стремление растений в светлые дали космических пространств (которое до тех пор не могло выражать себя иначе, как только через тонкие и хрупкие побеги) смогло развернуться перед лицом неба и протянуть свету настоящие цветы.Для мира растений выход Луны обозначает избавление, освобождение.

Но вспомним, что причина всякого земного события заложена в мире духовном, ибо во времена древнего Сатурна Земля была полностью духовной, полностью тепловым эфиром (вспомните сказанное в "Очерке тайноведения"). Вся Земля была полностью рождена из духа.

Взгляните на растение. Его форма — это образ живого воспоминания обо всей эволюции. Его корень донес вплоть до нашего времени стремление стать земным, стать материально-физическим. Этот корень словно говорит нам: "Если я существую, то потому, что из духа родилась земная материя". Но с тех пор, как Земля была освобождена от лунной тяжести, растение возобновило свое устремление к сияющим далям Космоса.

Употребляя растения в пищу, мы тем самым даем им возможность завершить те действия, выполнение которых во внешней природе ими только намечается. Во внешней природе растения стремятся к сияющим далям Космоса, а внутри организма они устремляются к духовному горизонту. По этой причине мы должны, как я вам уже говорил, трансформировать растительную пищу в газообразное, воздушное состояние. Это позволяет растению продолжать свое восхождение к духу.

Пройдемся по лугу, полюбуемся на цветы, которые устремляются к свету, а затем, за обедом, употребим в пищу растения. Наш внутренний мир — это нечто совсем иное, нежели мир внешний. Он способен реализовать томление цветка по духу. Природа — растительный покров Земли — является выражением томления растений по духу. Поглощая растение, мы идем навстречу этому томлению, этому стремлению. Для его реализации нужно, чтобы человек трансформировал пищевые продукты растительного происхождения в воздушные сферы. Это летучее состояние помогает им в достижении духовного мира.

Когда человек поглощает растение, оно претерпевает замечательное превращение. Отправимся в путешествие по растению от корня через листья к цветку. Корень, который был прикован к Земле, теперь устремляется вверх. Это именно он, попав однажды в организм, сильнее всего стремится вверх, намного превышая устремление цветка. Растение надо представлять себе перевернутым, распускающимся книзу. Происходит как бы переворачивание вверх тормашками, выворачивание — как перчатки — наизнанку. Я изображаю это так: верх находится внизу, низ — наверху. Цветок устроен так, что его части, которые в природно-материальном существовании наслаждались светом, возводили материю к свету, расплачиваются теперь за это преждевременное восхождение и  остаются внизу. С корнем происходит обратное. Этот раб земной тяжести, который в то же время несет в себе — в скрытом виде — всю совокупность растительного существа (вы могли это прочесть в "Метаморфозе растений" Гёте), этот корень, подталкиваемый непреодолимой силой, поднимается кверху.

Говорят, что если человек закоренелый грешник, то он обычно упорствует во зле. Но корень растения не таков. Поскольку он был связан с Землей, он производил впечатление существа, переполненного, отягченного богатством. Но будучи поглощен человеком, он сразу претерпевает превращение — он поворачивается кверху, к духу. Наоборот, цветок, который вознес физическую материю к свету, должен остаться внизу. Корень, ставший пищей, поднимается в человеческом теле в область головы, в то время как цветок опускается в брюшную полость, в область обмена веществ. Цветок не принимает участия в построении человеческой головы.

Это удивительное, чудесное превращение: человек питается растениями; растения становятся в нем воздухом и в это мгновение прорастают в нем невидимым образом. Они прорастают перевернутыми — бутоном вниз. (Для этого нет необходимости съедать все растение целиком, каждая его часть в скрытом виде заключает в себе все растительное существо, как об этом учил Гёте.)

В древние времена, когда, благодаря остаткам инстинктивного ясновидения, существовало знание этих вещей, растения классифицировали согласно их внешнему устройству и выделяли те, которые могут быть чем-то полезными для человеческой головы, то есть корень которых по природе проявляет сильную естественную склонность к одухотворению. Эти растения, будучи поглощенными, поднимаются вплоть до головы; оттуда они устремляются в духовный Космос и вступают с ним в необходимые для организма связи.

У растений, которые уже в природе сильно пронизаны астральностью, как, например, бобовые, сам плод остается в низших областях человеческого организма, никогда не достигая головы. Эти растения делают сон тяжелым, и человек, пробуждаясь, чувствует себя отупевшим. Пифагорейцы, стремившиеся оставаться чистыми мыслителями и избегавшие всего, что может примешать к деятельности головы явления пищеварения, запрещали в своей среде есть фасоль, бобы и горох.

Таким образом, по внешнему виду растения можно сделать заключение о его истинной роли в организме. Когда человек обладает данными науки посвящения по этим вопросам, он спрашивает себя, как же материалистическая наука может что-либо понимать в явлениях пищеварения у человека? (Конечно, и пищеварение коровы — нечто другое, об этом мы еще поговорим.) Эта наука воображает, что растительные продукты, введенные в человеческий организм, просто полностью принимаются этим организмом. Нет, растения не просто принимаются организмом человека — они в нем полностью одухотворяются. Они преобразуются до такой степени, что можно сказать: то, что было вверху, оказывается внизу, а то, что было внизу, перемещается кверху. Невозможно представить себе более полный переворот "с ног на голову"! И если хотя бы небольшая часть растения будет поглощена человеком без осуществления этого поворота, то возникнет болезнь.

Вы легко придете к следующему заключению: в человеке не содержится ничего, что не было бы творением духа. Все материальное, что он поглощает, должно облечься в нем в форму, доступную духовным влияниям.

Обратимся теперь к животному царству. У животного тоже имеется пищеварительный аппарат, оно щиплет траву и переваривает ее. Рассмотрим прежде  всего травоядных. Животное поглощает растение. Уже это очень сложный процесс, так как животное не может дать растению человеческий облик. В организме животного растение не может совершить переворот, как оно это делает в человеческом организме, иначе это повело бы к полному расстройству организма животного. Спинной хребет животного параллелен поверхности Земли. Вследствие этого духовные процессы пищеварения у животного не могут протекать так же, как у человека. Нормально нижняя часть растения стремится кверху, а верхняя — книзу. Но у животного эта перемена мест остается частичной, она как бы задерживается на полдороге. И пищеварение животного сильно отличается от пищеварения человека. Устремление растений здесь встречает преграду, оно тормозится. Кажется, что растение получило обещание, которое не исполняется. Ему словно говорят: "Ты удовлетворишь свое желание восхождения к космическим далям". А на самом деле этого не происходит. И растение отбрасывается к Земле.

В лоне животного организма растение отстраняется, отбрасывается к земному миру. В результате вместо того, чтобы получить излияния высоких Иерархий, оно сразу становится входной дверью, через которую в животное вторгаются элементарные духи — духи страха и испуга. И духовный взор видит, что пока травоядное насыщается, оно испытывает известное удовлетворение, внутреннее удовольствие. Но в то же время от элементарных духов исходит поток страха, который пронизывает животное совершенно противоположными чувствами. Эти два потока пересекаются: один, исполненный удовлетворения и удовольствия, следует нормальному направлению пищи через систему пищеварения травоядного, другой — весь сотканный из страха и ужаса — исходит от элементарных духов и пронизывает травоядное в противоположном направлении.

Именно это в миг своей смерти оставляет животное Земле. Когда животное умирает (я говорю о животных, которые не должны обязательно принадлежать к ранее описанным мною группам, но это могут быть и млекопитающие четвероногие), то одновременно с ним проходит через смерть состоящее из страха существо, или, можно сказать, оно оживает в минуту смерти. В миг смерти животного оживает страх. У хищных животных высвобождается страх, сопровождавший в них радость от получения добычи. Жгучее удовлетворение, которое испытывают хищники, разрывая живую плоть, сопровождается мощной эманацией элементарного страха. У травоядных этот страх остается неосознанным и заявляет о себе только в минуту их смерти. У тигров, львов и вообще хищников астральное тело насквозь пронизано страхом, который они поначалу, во время жизни, не ощущают, но он воплощается после их смерти, ибо этот страх подавляется превалирующим наслаждением от пищи. Вследствие этого у хищников есть своего рода продолжение существования в лоне их групповой души. У них бывает Кама-Лока гораздо более ужасная, чем у людей. Это естественное следствие, неотвратимое действие их хищной природы.

Не надо забывать, что животные переживают все это в состоянии сознания, совершенно отличном от нашего. Очень велико искушение рассуждать материалистически и спросить себя: что же могут чувствовать эти хищники? Поставить себя на их место, словно вселиться в животное и воображать, чем могла бы быть для человека такая Кама-Лока. Так можно подпасть под власть иллюзии, начать судить о хищнике согласно собственным человеческим чувствам. Нет ничего более материалистического, чем такое направление ума. Конечно, надо стараться понять духовные явления природы, но нельзя просто переносить себя в инородные человеку существа, как делают материалисты, когда подчиняют весь мир законам единой неодушевленной материи.

Есть область, в отношении которой я остерегаюсь давать какие-либо практические указания, оставляя за собой право только излагать вещи такими, какие они есть. Антропософия не встает на сторону той или иной доктрины, той или иной системы питания; она ограничивается описанием истины. Каждый может сделать для своей практической жизни собственные выводы. Антропософия не создает никакой программы, никаких предписаний. Я остерегаюсь давать рекомендации, которые фанатики сейчас же истолковали бы по-своему, например, вегетарианство. Все это вопросы, которые каждый должен лично решить для себя. Свою полную значимость они обретают только после того, как их подвергли самостоятельному обдумыванию и взвешиванию. Я сделал это отступлениедля того, чтобы не говорили, что быть антропософом — это значит быть вегетарианцем. Антропософия просто освещает вопросы питания, она их разъясняет, но ничего не навязывает.

Все, на что я хотел указать, это метаморфоза пищевых продуктов в организме человека: как минерал должен быть возвышен до стадии теплового эфира, прежде чем он сможет достичь духовного. Тогда строится человек. Ребенок недостаточно силен, чтобы перевести чистый минерал на уровень теплового эфира. Эта работа заранее осуществлена в молоке. Молоко, которое пьет маленький ребенок, быстро распространяется вплоть до области головы и там порождает формирующие импульсы, в которых нуждается молодое существо, ведь для всего детского организма отправной точкой является голова.

Но ошибочно было бы полагать, что взрослый человек облегчает работу этих созидающих сил, питаясь молоком. У взрослого нет того, что есть у маленького ребенка. Эти особые силы головы активны только до возраста смены зубов, только в этот период они могут излучаться из головы во все тело. Взрослому необходимо, чтобы весь организм производил эти формообразующие силы, которым очень интенсивно помогают другие элементы, не проходящие через область головы.

Голова человека закрыта со всех сторон. В детстве она содержит импульсы, которые управляют ростом всего организма. Что касается остального организма, то кости туловища находятся внутри, а соответствующие формообразующие силы — снаружи. Эти формообразующие силы получают побуждение извне. Они получают побуждение извне, когда ребенок пьет молоко. А для взрослого это не так. Что же мы должны делать, чтобы формообразующие силы получали более сильное побуждение извне?

Было бы прекрасно, если бы мы могли извне выполнить то, что голова делает изнутри, внутри полости черепа. Силы, которые у ребенка пребывают в этой закрытой полости, поддерживаются эфирными силами молока, которое представляет собой великолепное основание для их активности. Взрослому необходимо найти пищу, которая производила бы такое же стимулирующее действие, не обращаясь к силам, которых больше не существуют в голове, — пищу, которая является продуктом не самого человеческого существа, но существа внешнего.

Такая пища есть, так как в природе существует точное соответствие головы, но головы без черепной коробки, головы, так сказать, открытой со всех сторон. Это те же силы, которые существуют в голове ребенка; те, что нуждаются в молоке, более того — они заново изготовляют молоко, ибо ребенок должен сначала перевести молоко в эфирно-тепловое состояние, чтобы затем воссоздать его. Так вот, такая голова, открытая со всех сторон, — это пчелиный улей. Активность пчел во внешнем мире является аналогией внутренней активности головы. И что самое главное —для этой работы пчелам создают опору в виде корзины или домика. Здесь активность больше не внутренняя — она внешняя и открытая. Духовные влияния вызывают в улье — уже с внешней стороны — то, что осуществляется в голове как внутреннее духовное влияние. Их продукт — мед. Когда мы едим мед в зрелом возрасте, то он снабжает нас теми же формообразующими силами, которыми молоко снабжает ребенка. Это формообразующие силы, действующие теперь извне и на весь организм, в то время как у ребенка силы молока действовали изнутри и в области головы.

В итоге можно сказать, что ребенок, питающийся молоком, стимулирует этой пищей пластическую активность своего организма исходя из головы. Взрослый же, когда он испытывает потребность стимулировать эту же пластическую активность, должен есть мед. Не следует поглощать его в огромных количествах, так как важны заключенные в меде силы.[ Более подробно об этом см.: Штайнер Р. Человек и мир. Действие духа в природе. О пчелах. (ИПН № 351)]

Итак, предписания по здоровому питанию начертаны в самой внешней природе. И если вы хотите увидеть страну, где дети прекрасны и старцы прекрасны, представьте себе местность, где текут молочные и медовые реки! Видите, как правильно древнее инстинктивное ясновидение инспирировало поэтов, которые всегда грезили о баснословной стране, где текут молочные и медовые реки.

Такие простые слова, как эти, открывают истины неслыханной глубины. И для того, кто долго стремился понять, что действительно происходит в природе, нечаянной радостью является неожиданно открыть для себя одно из этих традиционных изречений седой древности, смысл которого вдруг сверкнет яркой молнией. Вот как обстоит дело с легендой о молочных и медовых реках! Существует ли такая страна? Если она существует, то там должны жить только прекрасные дети и прекрасные старцы.

Видите ли, понять человека — это прежде всего понять природу. Понимание природы является основой для познания человека. В природе все, что внизу, все, что материально, непрестанно восходит к духовному. На одном полюсе — нижнем — находятся царства природы: минеральное, растительное и животное,на  другом полюсе — верхнем — находятся духовные иерархии.



Назад       Далее      

  Рейтинг SunHome.ru