RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Каталог ПCC Р. Штейнера (GA)

Человек как единое звучание творящих мировых Слов GA_230

Двенадцатая лекция



Дорнах, 11 ноября 1923 года

Когда мы видим, что в человеческом организме природные элементы претерпевают коренные превращения и поднимаются, например, от минерального состояния до состояния теплового эфира, то мы приходим также к пониманию того, как жизнь тела и его органов связана с духовным миром. Поскольку сейчас придерживаются учебников по анатомии и психологии, то думают, что человек — это стабильный комплекс, получающий свои составные части из внешней природы и сохраняющий их в почти неизменном виде, и сталкиваются с абсолютной невозможностью связать человека природного с человеком моральным.

Если считать, что с одной стороны, есть природа, а с другой — мир, совершенно чуждый природе, то невозможно, например, найти соотношение между системой костей, а также системой мускулов, рассматриваемых как твердое тело, и моральным порядком мироздания. Но мы показали в предыдущих лекциях, что в человеческом существе есть бесконечно варьирующиеся разновидности веществ, переходящих в самые тонкие состояния. И мы видели, что на высшем уровне вещество прекрасно может вступать в связь с духовными силами, то есть с моральными импульсами, составляющими основную ткань мирового порядка.

Поэтому именно такое рассмотрение, как наше, должно послужить, отправной точкой восхождения к познанию духовных связей, существующих между человеком и высшими Иерархиями. В предшествующих лекциях мы отталкивались от мира природы. Сегодня  нашей отправной точкой будут моральные и духовные отношения, которые объединяют человеческие существа между собой.

Говорить о реальностях морального или духовного порядка в нашей современной цивилизации — это значит опираться на традиционные абстракции, потому что изначальное стихийное чувство моральной действительности все более затемняется в душах. Наша современная цивилизация, все воспитание, которое мы получаем, побуждают нас постоянно спрашивать себя: "Что является общепринятым? Что пришло по традиции? Что такое заповедь? Что такое закон?..". Люди проявляют очень мало интереса к импульсам, которые действительно исходят от человека, которые коренятся в его душе, в той таинственной точке, которую называют неопределенным термином "совесть". Определить для самого себя направление, цель — на это мы обычно неспособны. Вот почему знание о внутренней моральности, о духовном ослаблялось все больше и больше, уступая место традиции и условностям.

Древние философские концепции, особенно те, которые опирались на инстинктивное ясновидение, совершенно естественным образом вызывали из недр человеческой души на поверхность руководящие импульсы каждой эпохи. Эти импульсы еще существуют в наши дни, но они превратились в условности. Надо отдавать себе отчет в том, что мораль стала почти полностью традиционной. Само собой разумеется, что это не выпад против традиции. Но только подумайте, сколько же лет Десяти Заповедям?! И этот реликт отдаленных исторических эпох преподают до сих пор! Имеют ли право эти наставники сказать, что исполнять эти Десять Заповедей для человека, живущего в наши дни, так же естественно, как и в дни Моисея, что они вытекают из его внутренней природы с той же самой стихийной силой? Что в наши дни выступает в человеке, зарождаясь самопроизвольно, в качестве  морального и духовного импульса, объединяющего членов человеческого сообщества? Где те связи, которые соединяют одного индивидуума с другим, где источники морали и духовности?

Истинный источник морали и духовности в современном человечестве — это человеческое понимание, понимание человека человеком и взаимная любовь, основанная на этом понимании. Как бы далеко мы ни зашли в наших поисках истоков социальных, моральных и духовных импульсов, мы сможем найти их поистине присутствующими или действующими со стихийной силой только там, где они исходят из взаимного понимания и взаимной любви. Именно в этом их движущая сила. И если глубоко смотреть на вещи, то человек как духовное существо, живущее среди других людей, поддерживается в социальной жизни только пониманием и любовью себе подобных.

Теперь вы можете задать вопрос, который поднимается редко, хотя и встает перед каждым. Если в основе человеческой жизни лежит взаимопонимание и любовь между человеческими существами, как же тогда случается, что в нашем современном обществе столько ненависти и непонимания?

Этот вопрос во все времена и во всех человеческих сообществах вызывал большое беспокойство посвященных. Наука посвящения всегда рассматривала его как самый важный, но по самой своей природе она обладала методами, которые позволяли ей его разрешить. В наши дни, основываясь на обычных установлениях и современном состоянии науки, принято считать, что душа, созданная Богом, предрасположена к любви и пониманию. Почему же это не является самоочевидностью в социальной практике? Откуда же происходит, что в наших социальных организациях эти принципы оборачиваются противоположным? Какова причина этой всеобщей враждебности, этого непонимания, которое всюду вырастает между людьми? Мы  не найдем причины этого в области души и духа. Поэ тому естественно, что в своих поисках мы обратимся к области физической и телесной.

Какой ответ дает нам наука? Она учит нас, что физический человек — это совокупность крови, нервов, мускулов и костей. Конечно, если на кости посмотрит ученый-материалист, он никогда не скажет, что в них пребывает искуситель, который приводит человеческое существо к ненависти... И сколько бы он ни рассматривал в лупу каплю крови, он не откроет в ней принцип искусителя, который толкает человеческие существа вредить друг другу.

Раньше к этому подходили иначе. Наука посвящения, основанная на инстинктивном ясновидении, замечала в физическом человеке противоположную часть — человека духовного. Когда в наше время говорят о духовном человеке, то имеют в виду собрание абстрактных мыслей и об этих абстрактных мыслях думают, что они-то и есть духовное! А когда эти абстрактные мысли рассеиваются как дым, то остаются пустые слова. И тогда можно на манер Фрица Маутнера написать "Критику языка"[ Маутнер Фриц (1849— 1923) — публицист и философ. Основной труд — "О критике языка", в 3 томах, 1901]. Так понятия становятся все более и более неуловимыми, пока дух не исчезает в чистейших абстракциях. Но в прежние времена дух не переходил так в область стерильных абстракций. Наука посвящения видела дух в его живой реальности. И в то же время она видела физическое существо человека в его живой реальности: нервы, мускулы, кровь, кости. Она видела дух в форме образов, которые могли говорить, рассуждать, которые можно было слышать. Она видела жизнь духа. И благодаря этому она могла видеть духовную жизнь физических костей, крови. Скелет не был просто материальной конструкцией, как его представляет наука наших дней. Современные анатомы описывают скелет как результат гениальных расчетов некоего архитектора. Но это не так. Скелет является, как мы это уже видели, продуктом минерального царства, поднявшегося до стадии теплового эфира, чтобы высокие духовные Иерархии могли посылать в него свои силы и порождать подлинную форму костей.

Тот, кто созерцает человеческий скелет в его истинном виде, может прочесть в нем откровение о его духовном происхождении. В то же время тот, кто изучает скелет современными научными методами, напоминает человека, которому дали какой-то текст и он начал описывать все его печатные знаки, не соединяя их один с другим. Он увидел только форму букв, но не понял смысла. Анатом изучает скелет приблизительно таким же образом. Он ни в малейшей степени не подозревает о том, что в нем написано. Ему неведомо, что форма человеческих костей ясно указывает на их духовное происхождение.

Так обстоит дело и со всем, что имеет отношение к природным законам и эфирным силам: все в них является письменами духовного мира. Понять явления природы можно, только раскрыв эту тайнопись.

Но в то мгновение, когда человек переступает порог духовных миров, он начинает замечать нечто, что составляет часть природного мира и о чем посвященные (здесь говорится о подлинных посвященных) говорили во все времена. Тяжело узнавать об этих вещах: они вызывают страх, и вначале их трудно переносить. Обычно люди желают находиться под приятным впечатлением от откровений, которые казались им притягательными.Но для познания духовных миров неизбежной необходимостью является прежде всего преодоление страха. Что же касается человеческой формы, какой она анатомически предстает перед нашими глазами, мы замечаем в ее составе два духовных элемента, которые могут быть названы "моральным холодом" и "ненавистью".

Глубоко верно, что наша душа движима стремлением к любви и к моральному теплу, которые порождают взаимопонимание между людьми. Но в твердом строении нашего организма пребывает моральный холод. Эта сила морального холода приходит из глубин духовных миров, чтобы придать крепость нашему организму. Что же касается импульсов ненависти, то это они из глубин духовных миров приводят в движение нашу кровь. Наша душа может быть исключительно любящей, она может жаждать человеческой любви, человеческого взаимопонимания, но это не препятствует тому, что в нашем подсознании — там, где душа изливает в тело свои силы и свои импульсы, — царствует холод. В дальнейшем, говоря о холоде, я буду подразумевать под этим моральный холод; но на окольных путях под действием теплового эфира он может полностью преобразиться в физический холод. Итак, в глубинах нашего существа, в подсознательном, царствуют холод и ненависть. И человек слишком легко дает проникнуть в душу тому, что дремлет в глубинах телесного, так, что его душа часто вводится в соблазн не признавать потребностей себе подобных. Это отсутствие понимания является результатом ненависти и морального холода. Индивидуум должен поэтому прилагать усилия, чтобы воспитывать в душе моральное тепло и любовь, чтобы они одерживали победу над холодом и ненавистью, которые поднимаются из его тела.

Нельзя отрицать— это совершенно очевидно с точки зрения духа, — что с наступлением современной эпохи в нашей цивилизации, которая началась в XV веке, то есть материалистической, с одной стороны, и интеллектуальной — с другой, проявления ненависти, взаимного непонимания умножились. Это гораздо большая истина, чем предполагают в настоящее время, потому что человек отдает себе в этом отчет, только проходя через врата смерти: тогда он видит, до какой степени ненависть и взаимонепонимание угнездились в его душе. В это мгновение душа освобождается от тела и оставляет его. Моральный холод и ненависть, которые там пребывали, проявляются свободно как чисто природные силы, каковыми они на самом деле и являются.

Если взглянуть духовным взором на эфирный труп, то, предстающее в этот миг не вызовет никакого морального суждения, как не вызывает его вид растения или камня. Моральный элемент, живший в этом теле, превратился в природные силы. Но душа черпала из тела эти силы, и то, что она взяла, она унесла с собой по ту сторону смерти. Удаляющиеся "Я" и астральное тело уносят в духовный мир все, что во время жизни оставалось неосознанным, оттого что оставалось постоянно погруженным в физическое и эфирное тела. "Я" и астральное тело уносят с собой все импульсы ненависти и безразличия к людям, которые нашли место именно в душе. Как я уже говорил, только после прохождения врат смерти обнаруживается, до какой степени наша цивилизация заражена ненавистью и непониманием, так как современный человек входит в духовный мир, страшно отягченный обоими этими импульсами.

Эти импульсы принадлежат к физическому миру, и их нормальным назначением является создание физического и эфирного тел, но они изменили свое предназначение, и теперь человек в одухотворенной форме переносит их в духовный мир. Развоплощенному человеку не следовало бы оставаться отягченным этими импульсами в течение времени, которое отделяет смерть от нового рождения. В этом случае его прогресс был бы задержан, он спотыкался бы на каждом шагу. Духовный мир, в котором человек совершает свою эволюцию, сплошь, так сказать, пронизан течениями, враждебными человеку, которые остановили бы его в развитии, если бы остались такими, какие они есть. Откуда же берутся эти течения?

Чтобы это понять, достаточно понаблюдать жизнь современных людей. Они равнодушно, если не враждебно, проходят друг мимо друга. Их очень мало интересуют особенности других. Не считает ли каждый себя единственно правым во всем? И если видит своего ближнего, отличающегося от него, то не требует ли он, чтобы тот изменил свою натуру и стал подобным ему? Хотя это не всегда осознается, но таковы в своей основе социальные отношения. Желание понять друг друга даже не выражается в формах языка. Люди провозглашают, что человек должен быть только таким- то и таким, словом, каждый расхваливает только себя. И если такие люди встречаются с личностью, коренным образом от них отличающейся, ее тут же рассматривают как соперника, как врага, как антипатичное существо... Понимания, морального тепла, любви к людям — вот чего не хватает. И соответственно этой недостаче человек уносит с собой по ту сторону врат смерти груз морального холода и ненависти...

Но грядущее развитие человека не представляет собой исключительно его собственную цель: это цель всего мудрого мироустройства. Человек встречает в потустороннем мире прежде всего существ третьей Иерархии: Ангелов, Архангелов, Архаев. Как только пройдены врата смерти, эти существа, исполненные милости, склоняются к человеку и снимают с него тяжесть холода, который исходит от его рассудка. Ясновидящий созерцает, как при прохождении через врата смерти эта Иерархия берет на себя то, что человек вносит в духовный мир, относительно отсутствия человеческого взаимопонимания.

Ненависть человек сохраняет дольше. Она может быть снята с него лишь позже, когда к нему склоняются исполненные милости существа второй Иерархии: Духи Формы, Духи Движения, Духи Мудрости. Эти существа берут на себя все, что человек сохранил из ненависти к себе подобным.

Тем временем человек достигает области самых высоких Иерархий: Престолов, Херувимов, Серафимов. Это то, что названо в моих драмах-Мистериях "Полуночным часом духовного существования" [ Штайнер Р. Драмы-Мистерии. Пробуждение душ, 5 и 6 картина ].

Человек не смог бы пересечь этой области Серафимов, Херувимов и Престолов, не будучи внутренне уничтоженным, как пламя задуваемой свечи, если бы предшествовавшие Иерархии из милости не освободили его от морального холода и ненависти к людям. Мы видим, что человек может присоединиться к высшим духовным импульсам, которые покровительствуют его прогрессу, только тогда, когда он передал Иерархиям все, что увлек с собой из физического и эфирного.

Когда все это понимают и когда наблюдают духовный холод, господствующий в высших мирах, то постигают также сродство, которое существует между этим духовным холодом и холодом физическим, господствующим на Земле. Холод снега и льда — это только физический отблеск моральных и духовных сил, которые пребывают в высотах. И этот отблеск можно сравнить с духовным холодом. Пока человек поступательно освобождается от своего груза ненависти и непонимания, его форма теряется и понемногу растворяется в духовном мире.

Для имагинативного ясновидения человек, проходящий врата смерти, сохраняет форму, довольно сходную с той, в которую он был облечен на Земле. Внешний вид земного человека в большей или в меньшей степени составляется из гранулированной субстанции — из частиц, из атомов. Но форма этого облика — духовная. Абсурдно представлять себе земного человека как физическую форму, эта форма духовна; физическое в нее только включено в виде тонких частиц. Форма, которую наполняют эти физические частицы, представляет собой силовое тело, которое удерживает эти частицы. Без этого силового тела они бы рассыпались и образовали кучу праха. Лишите кого-либо формы, и тотчас же физическое и эфирное образуют кучу праха. И то, что это не куча праха, а оформленная структура, — результат действия не физического, а духовного. Человек ведь пребывает здесь, в физическом мире, как духовное существо. Рассматривать человека как существо физическое — просто нонсенс. Если можно так выразиться, физическое — что-то вроде панировки.

Переступая врата смерти, человек еще обладает этой формой. Ясновидящий ее созерцает; она сверкает, отливает тысячей блестящих красок. Затем первой исчезает форма головы, а потом постепенно исчезает и вся форма тела. Человек во время своего пребывания в области Серафимов, Херувимов и Престолов полностью метаморфизируется, превращается в своего рода отображение Космоса.

Рис.14

Прослеживая духовным взором судьбу человека в духовном мире, можно видеть его дальнейшее формообразование, которое продолжается, в то время как его прежняя форма понемногу теряется в направлении сверху вниз, начиная с головы. После того как утрачивается нижняя часть тела человека, можно видеть, как формируется духовная конфигурация, обладающая большой красотой и представляющая собой отблеск всего Космоса и в то же время — прообраз головы, которая будет у человека в его будущем воплощении. Действия, в которые он вовлечен в эту пору своего духовного существования, зависят не только от второй и третьей Иерархий, но также и от первой.

То, что совершается затем, является наиболее изумительным из того, что ум человеческий мог бы когда- либо себе представить. То, чем человек является на Земле с точки зрения материального обмена веществ, нижний человек, становится отправной точкой для создания будущей головы. На Земле наша голова служит для мышления, для составления представлений. Она является опорой наших мыслей. Но мысли живут и в нашей груди, а также в конечностях нашего тела. В то мгновение, когда мы перестаем думать только нашей головой или когда мы начинаем думать, например, конечностями нашего тела, перед нашими глазами открывается реальность Кармы. В обычном существовании мы ничего не знаем о нашей Карме, потому что думаем только таким поверхностным органом, как мозг. Как только мы начинаем думать пальцами наших рук или ног (если этому обучиться, то пальцами рук или ног можно мыслить гораздо более ясно, чем нервными клетками головы), как только мы начинаем мыслить низшей областью нашего организма, которая, как я уже говорил, не была полностью материализована, полностью претворена в физическую субстанцию, наши мысли становятся адекватными идеям Кармы. И когда наша рука служит нам не толькодля мани пулирования предметами, но и для мышления, мы становимся в состоянии понять и проследить с помощью руки смысл нашей Кармы. А если мы употребим наши ноги не только для ходьбы, но и для мышления, то Карма предстанет перед нами с особой ясностью. Если человек в своей земной жизни так ограничен (простите мне это выражение — мне не приходит в голову других слов), то это происходит оттого, что он ограничивает свое мышление только головой, замыкает его в ней. Можно думать всем своим существом. И тогда средняя часть организма — грудь — становится ареной целой космогонии и то, что в ней открывается, становится откровением чудесной мудрости мироздания. Что же касается нижней части организма, к которой, как известно, относятся  конечности тела, то она сообщает нам откровения Кармы.(См. рис.)

Понаблюдаем за человеческим существом во время ходьбы. Если наша чувствительность не слишком притупилась, мы воспринимаем красоту, грацию походки, индивидуальный характер шагов. Это уже много. Но если мы дадим воздействовать на себя жизни его рук, если мы проникнем в нее, мы откроем, что любое движение пальцев является самым удивительным свидетельством настоящей личности человека. В этих пальцах, которые двигаются, берут предметы, в этой походке можно увидеть всего морального человека, всю его судьбу, все, что есть в нем духовного. Затем, когда человек переступает врата смерти, когда его форма исчезает, как я об этом сейчас говорил (исчезает в первую очередь то, что напоминает физический облик человека), можно ясно увидеть появляющуюся конфигурацию, которая, вызывая еще представление об исчезнувшей физической внешности, ясно выражает моральное существо человека. Вот чем становится человек, когда он входит в область Серафимов, Херувимов и Престолов, когда для него пробьет "Полуночный час духовного существования". В это время можно  наблюдать удивительную метаморфозу. Человеческая форма исчезает, вернее, кажется, что она исчезает, что она растворяется. Но главное не это исчезновение, главное — работа, которую выполняют высшие Иерархии совместно с людьми, причем не только сам человек работает над собой, но ему содействуют и те, кто кармически с ним связан, а Иерархии действуют совместно со всеми. Из формы прошедшей жизни человека они строят его будущую форму, то есть то, что в его будущей инкарнации станет поначалу духовным принципом его физического облика.

Этот принцип затем соединяется с человеческим эмбрионом, который формируется на физическом плане. Но то, что существовало там, наверху, в духовном мире, как нога и ступня человека, претерпевает превращение и становится его челюстью, а то, что было рукой, становится скулами, и весь нижний человек трансформируется в духовный зародыш будущей головы. Это превращение является реальностью наиболее изумительной и наиболее необычной из всех. Мы видим, как сначала созидается что-то вроде слепка всего мира, как возникает структурированный образ, неотделимый от морального элемента, как былое трансформируется в грядущее. И тогда начинается дальнейшее странствие человека в духовном облике, его новое вхождение в регион второй Иерархии, в регион третьей Иерархии. И затем этому трансформированному духовному облику должно быть придано то, что станет органами груди, конечностями, системой обмена веществ, ибо сам этот духовный облик — только предпосылка для будущей головы. Все это должно быть присоединено. Каким образом это совершается и откуда приходит к человеку импульс?

Существа второй и третьей Иерархий, полные милосердия, склонялись к человеку на первой половине его пути после смерти, снимая с него моральный груз. Теперь, когда он вновь воплощается, они ему приносят этот груз обратно и формируют из него духовный зародыш ритмической системы и системы обмена веществ. Также на этой стадии человек получает составляющие части, духовные субстанции, которые послужат основой его физического организма. Его духовная форма проникает в эмбрион, в котором она закладывает то, что станет физическими и эфирными силами, то есть физически-эфирный отблеск ненависти и взаимонепонимания, которыми личность была обременена еще со времен своего предыдущего земного существования. Именно из этого духовно построены конечности тела.

Чтобы усвоить такие воззрения, надо, по правде говоря, усвоить совершенно иной, чем это требуется в физическом мире, строй чувств. Надо уметь следовать за этим нисхождением духовного принципа человеческого существа вплоть до материи и стоически встречать идею о том, что моральный холод в виде отблеска обитает в наших костях, что моральная ненависть обитает в виде отблеска в нашей крови. Надо заново научиться объективно воспринимать эти вещи. В это время человек реально постигает глубокое различие, существующее между его внутренним миром и внешней природой.

Вспомните то, что я говорил о растительном царстве: в цветах обнаруживают проекцию морального сознания человека. Существующее там, снаружи — это только образ нашего внутреннего мира, нашей психической жизни. Силы, которые мы находим в самих себе, мы считаем сначала совершенно чуждыми природе. Кости могут быть тем, что они есть, только потому, что они, так сказать, отвращаются от углекислого и фосфорнокислого кальция, когда он выступает в минерализованной форме в природе, ненавидят его, уплотняются и потому они, стали чем-то совершенно особым: человеческими костями, сформированными из очеловеченных углекислых и фосфорнокислых солей.Для  формирования физической формы человека ненависть и холод необходимы, и это надо усвоить.

Сказанное здесь имеет внутренний смысл, с которым надо считаться. Хорошо, что наши кости твердые и эта твердость является физическим отблеском духовных сил холода. Наоборот, если отвердевает наша душа — это предосудительно в социальной жизни: физическое существо человека и его душа управляются разными законами, это и позволяет человеку быть действительно человеком. Но физическое существо человека отличается и от окружающего природного мира, именно поэтому совершается полнейшее превращение элементов, которые в него вводятся.

Я счел необходимым дать это важное и нужное дополнение к тому, что я излагал в цикле моих лекций "Космология, космогония и религия" [ Цикл из 10 лекций, прочитанных с 6 по 15 сентября 1922 г. (ИПН.  №. 215)], в котором речь шла о связи человека с высшими Иерархиями. Прежде чем приступить к этому дополнению, следовало указать на уже пройденное. Вот почему нам пришлось избрать отправным пунктом сказанное на последних лекциях. Так же, как можно наблюдать духовным взором жизнь существ, составляющих земную природу: минералов, растений, животных, — так же можно подняться до восприятия той грандиозной работы, которая протекает от эпохи к эпохе подобно тому, как и здесь, внизу, протекают природные явления и деятельность человека.

Тогда становится возможным описать существование человека между смертью и новым рождением с такой же достоверностью, с какой рассказывают его биографию. И будем надеяться, что ненависть и взаимонепонимание, привнесенные людьми в духовный мир, когда они входят в него через врата смерти, послужат построению облагороженного человеческого облика.

В последние века произошло особое событие. Вся эта ненависть, все это непонимание не смогли быть утилизированы так, как я об этом говорил. Образовался остаток. Этот духовный остаток устремился на Землю, и атмосфера Земли — астральный свет, окружающий земной шар, — ухудшилась вследствие этого вторжения дурных сил, происходящих из взаимной ненависти и взаимного презрения. Они не приняли человеческого облика и излились в астральную атмосферу Земли. Они действуют на человеческие существа, но не на отдельных людей, а на коллективы. Они проникают в цивилизацию и вызывают достойное сожаления зло. Я имел право заявить весной четырнадцатого года в Вене, что современная цивилизация затронута духовной раковой опухолью.

В то время никто не обратил внимание на сказанное в венском цикле лекций [ Штайнер Р. Внутреннее существо человека и жизнь между смертью и новым рождением (ИПН.  № 153)], но впоследствии люди смогли понять, в чем было дело, и убедиться в правильности этого диагноза. Никто не ощутил серьезности мыслей об этом зле, пропитавшем всю цивилизацию. Никто не видел, что образовалась опухоль, абсцесс, который должен был прорваться. И это случилось в 1914 году. В наши дни духовные субстанции, из которых сформирована наша цивилизация, предстают как субстанции зараженные, испорченные. Все импульсы ненависти, презрения и холода, которые не были нормально применены для построения человека, заполнили, как паразиты, социальную жизнь народов.

Современная цивилизация полностью захвачена духовными паразитами. Она напоминает организм, зараженный бациллами. Люди аккумулировали огромное количество мыслей, но эти мысли остаются во взвешенном состоянии, без какой-либо органической связи со своей головой. Это проявляется в повседневной жизни в тысяче разнообразных форм. Вот, например, человек, который задается целью изучить что-либо, следуя обычаю или же просто потому, что предмет изучения существует и он хочет его освоить, изучает это без всякого энтузиазма, он садится за книги и заставляет себя заниматься либо для того, чтобы выдержать экзамен, либо для того, чтобы стать хорошим специалистом. Между этим человеком и тем, что он решил изучать, не существует никакой органической связи. Его занятия не вызваны желанием умственного развития. Он напоминает того, кто, не будучи голоден, поглотил огромное количество пищи. Что же происходит? Эта ненужная пища, эти без необходимости собранные сведения не ассимилируются и, как балласт, отяжеляют организм. В конечном счете, такое положение вещей благоприятствует размножению паразитов, о которых я говорил.

Наша цивилизация перегружена этим балластом и становится легкой добычей разнообразного духовного паразитизма. Над миром искренних и живых импульсов, которые поднимаются из душ и сердец, формируется некая поросль, которую можно сравнить с омелой, растущей на деревьях.Для того, кто обладает духовным видением, уже в 1914 году человечество предстояло как бы охваченное раковой опухолью и совершенно заполненное этими паразитическими формами, видимыми в астральном свете.

Я вам недавно изложил с точки зрения, если так можно выразиться, духовной физиологии появление паразитарных импульсоь в человеческом организме как результат воздействия снизу природы гномов и ундин. Но тогда возникает противообраз этих импульсов. И я вам рассказывал, как сильфы и саламандры сверху вниз низводят ядовитый принцип в растения. Также и в нашей цивилизации, отмеченной печатью паразитизма, духовная истина, изливаясь сверху вниз, хотя она сама по себе не яд, — в человеке превращается в яд. Он отталкивает ее с ужасом и находит тысячи предлогов, чтобы ее не принимать. Я писал уже об этом в "Гётеануме"[ См. примечание ко второй лекции]. Эти два явления перекликаются друг с другом: внизу цивилизация, переполненная всевозможными паразитами, потому что она не отвечает элементарным духовным законам, а сверху нисхождение духовного, которое превращается в ядовитое вещество как только оно проникает в людей. Вот наиболее симптоматические черты той двойной болезни, которой страдает наша эпоха. Как только приходит понимание этого положения вещей, становится ясной необходимость новой педагогики как единственного средства оздоровления. Как рациональная терапия диктуется правильной диагностикой, так же и выздоровление нашей цивилизации зависит от реального познания постигшего ее зла.

Совершенно очевидно, что человечеству необходима цивилизация, более отвечающая его темпераменту и его чувствам, которые смогут непосредственно в ней выражаться. Ребенок, который в наши дни садится на школьную скамью, берет книгу для чтения: форма букв, которые он должен будет изучать, этот букварь не имеет ничего общего с его сердцем, с его детским темпераментом. Не существует никакой связи между ним и этими абстрактными знаками, плодом уже весьма продвинутой цивилизации. В то время, как он сражается с букварем, зародыш паразитизма зарождается в его голове и в его сердце.

И так происходит со всей нашей культурой. Паразиты во множестве вторгаются в людей. Когда ребенок начинает ходить в школу, надо найти возможность строить педагогическую работу, ориентируясь на его темперамент, и сделать ее активной и живой. Например, надо предоставить ребенку свободно играть с красками. Этими красками он на бумаге выражает самого себя, свои радости и огорчения. Ребенок раскрывается при этом так же естественно, как происходят возрастные изменения его существа. Из этого не может произойти никакого паразитизма. Происходящее будет столь же естественно, как рост растений. Тогда как обучение чтению и письму — очень абстрактным плодам развитой цивилизации — отравляет ребенка.

Когда искусство воспитания пробуждает живой элемент, коренящийся в сердце человеческого существа, ему подносится духовная пища, которая никак не может его отравить. Зло, от которого страдает цивилизация, — вы это видите, — это рак! А лекарство — это педагогика Вальдорфской школы!

Эта педагогика является только частным случаем того, о чем я говорил несколько дней тому назад: человеческое существо развивается, проходя три стадии: питание, исцеление и духовное развитие. Надо рассматривать педагогику как медицину, перенесенную в область духовного. Терапия, которая может быть применена ко всей цивилизации в целом и которая может ее исцелить, — это педагогика Вальдорфской школы!

Вот какие чувства испытываешь, когда, зная диагноз болезни, от которой страдает цивилизация, пытаешься активно лечить ее таким средством, как Вальдорфская школа! К сожалению, под влиянием событий общего порядка, которые породили раковую опухоль европейской цивилизации, все предпринятое подвергается угрозе (вы это предчувствуете) и, может быть, продолжать его станет совершенно невозможно.

Мы не должны избегать таких мыслей. Пусть они побуждают нас работать над выздоровлением человечества в полную силу и всюду, где бы мы ни находились! Но на самом деле в наше время дело обстоит, может быть, так же, как в 1913 году, когда, опираясь на определенные духовные знания, я во время гельсингфорского цикла лекций заговорил об инфернальности Вудро Вильсона, который в то время многим цивилизованным людям представлялся прямо-таки воплощенным Господом Вседержителем. И только теперь, когда уже ничего не исправишь, наступило некоторое прозрение. Так же случилось и с высказанным мною тогда замечанием о карциноме на теле цивилизации. Так было прежде, так происходит и сейчас: люди попросту все проспали. Но пора ведь и пробудиться. И антропософия содержит все необходимое для пробуждения человека нашей культуры!



Вот и все, что я хотел вам сказать в заключение этой лекции.






Назад      

  Рейтинг SunHome.ru